Художественная школа-студия "ЛЕОНАРДО"

 
Не пропустите! Интересные выставки в Петербурге этой осенью.
25.09.2012 22:41

В Государственном Эрмитаже открылась выставка "Сантьяго Калатрава. В поисках движения".

В Государственном Эрмитаже открылась выставка испанского архитектора и скульптора Сантьяго Калатравы, о футуристических постройках которого не перестают говорить во всем мире. Выставка продлится до конца сентября.

Один из самых прославленных и именитых архитекторов современности, испанец Калатрава лично представил в Петербурге экспозицию, насчитывающую около 150 архитектурных макетов, проектов, рисунков и даже скульптур. Название выставки "В поисках движения" отражает его подход к архитектуре как одному из наиболее статичных видов искусства.

Великолепный испанец, потомок старинного рыцарского рода, возможно, стал звездой отчасти благодаря своим знаменитым «кривым красотам» (именно так называлась лекция известного архитектурного эксперта Алексея Лепорка, прочитанная им в Молодежном центре Эрмитажа накануне открытия выставки). Знаменитая S-образная линия была названа линией красоты еще в XVIII веке английским художником Уильямом Хогартом. По его мнению, именно кривая притягивает человеческий глаз, создавая своими изгибами впечатление движения и жизни в отличие от идеальных прямых.

В основе каждого проекта Калатравы лежит наблюдение за природой. Филигранные стальные опоры вокзала Ориенте в Лиссабоне словно ветви тропического леса поддерживают навесы над платформами, паруса свода клуба Марины д'Ареки и оперы в Тенерифе изогнуты как пальмовые листья, а стальные "лепестки" на крыше Музея Завтра в Рио-де-Жанейро тонкими колосками тянутся вслед за солнцем. Мир органики подсказывает не только образные, но и технологические решения. Именно в природе Калатрава находит лучший пример распределения массы при максимальной нагрузке: образцом служит строение птицы. Парящим птицам подобны мосты в Дублине и Харлеммермере, железнодорожная станция TGV в лионском аэропорту Сент-Экзюпери и Музей искусств Милуоки в Висконсине, США. Один из самых амбициозных проектов, предложенных архитектором, - церковь Блаженного Хупинеро Серры в Лос-Анджелесе, движение закрывающейся и раскрывающейся крыши которой имитирует взмах крыла птицы. Движение – элемент самый неожиданный для воплощения в столь статичном виде искусства как архитектура. Потенциал движения скрыт во всем, что нас окружает. И простейшая призма, и древнегреческая статуя, и каменный собор воспринимаются в зависимости от того, в каком ракурсе они "пойманы" взглядом зрителя. Опыты с движением и статикой в скульптуре и архитектурных проектах открывают Калатраве новые возможности работы с формой. Так появляется преувеличенный, почти маньеристический изгиб пролета Струнного моста в Иерусалиме, изящно вздернутые козырьки ангаров Эрнстинга и закрученный грациозной спиралью небоскреб "Чикаго Спайер".

Самые знаменитые работы архитектора — мост Конституции в Венеции и мост в Иерусалиме, вокзалы в Льеже (Франция), Лионе и Лиссабоне, аэропорт в Бильбао, «город искусства и наук» в Валенсии, 190-метровый небоскреб в Мальме, единственный в своем роде (он носит название Turning Torso — повернутый торс — и действительно напоминает повернувшегося назад человека). Сейчас Калатрава работает над проектом 255-метровой башни в Нью-Йорке, которая отчасти повторяет шведского перевертыша.

Пространства Калатравы – как видения из фантастического будущего. Но в отличие от голливудских сценаристов и художников, архитектор не фантазирует, он поглощен исследованием. Опытами, благодаря которым даже такая прозаичная деталь, как вход в провинциальный складской ангар, превращается в произведение искусства. И в том, как противовес за противовесом, акварель за акварелью, из глины и деревянных кубиков архитектор складывает свой удивительный мир, и есть традиция настоящего искусства.

Представляя работы, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что выставка "В поисках движения", которая проходит в рамках проекта "Эрмитаж 20/21", имеет не только собственно художественную, но и обучающую цель, поскольку формирует архитектурный вкус.

“В Санкт-Петербурге, городе мостов, трудно представить лучшее начало циклу архитектурных выставок проекта "Эрмитаж 20/21", - отметил он. - Я хотел бы воспринимать Сантьяго Калатраву и эту выставку в Государственном Эрмитаже как мост между архитектурой Петербурга девятнадцатого столетия в двадцать первый век. Сам архитектор на открытии выставки признался, что для него большая честь быть представленным в Петербурге, однако вторгаться своими работами в его архитектуру он бы побоялся. Все, что он может себе позволить - это оставить в дар Эрмитажу несколько работ.

Сам 60-летний архитектор, демонстрирующий журналистам свои проекты, напоминал большого ребенка, показывающего свои игрушки. "Вы видите в каком-то смысле игрушки, — сказал сеньор Калатрава. — Но это очень серьезные игрушки, ведь зачастую их размер превышает 300 метров. И все равно это игрушки, потому что они сделаны с радостью".


В Эрмитаже откроется выставка скандальных английских художников братьев Джейка и Диноса Чепменов.

 

С 20 октября 2012 года в Государственном Эрмитаже открывается временная выставка "Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья", представленная в отреставрированных помещениях первой очереди Восточного крыла Главного Штаба.


Братья Джейк (род. 1966) и Динос (род. 1962) Чепмены – английские художники, участники группы "Молодых Британских Художников" (YBA, Young British Artists). В 2003 году выдвигались на соискание Премии Тернера. На экспозиции представлены произведения, созданные Чепменами, среди которых: "Конец веселья", "Травмировать, чтобы оскорбить, чтобы травмировать", "Ужасы войны".

Центральная работа "Конец веселья" представляет собой трехмерный коллаж, составленный из миниатюрных пластмассовых фигурок, помещенных в девять стеклянных витрин. Витрины располагаются в пространстве зала таким образом, что сверху их общее очертание отдаленно напоминает свастику. В витринах развернут единый ландшафт ада, в котором нацисты со зверской жестокостью неустанно убивают друг друга. По словам художников, в работе запечатлен всего лишь один миг: все, происходящее за стеклом совершается в одно и то же время. Подобно архивариусам старинной кунсткамеры, братья Чепмены "запирают" фашистов в капсулу самонаслаждения зверством. Помещая жестокость в закупоренные музейные витрины-диорамы, художники стремятся исцелить от нее общество. "Чепменовские фигурки вернут нам ужасы войны и ощущение, что на войне бывают не только победы. Пришло время про это напомнить" – говорит М. Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.

Экспонируемые на выставке произведения братьев Чепменов объединяет жанр "бедствий войны", впервые заявленный в искусстве в прославленной одноименной серии офортов Франсиско Гойи (1746–1828). Графическая серия Джейка и Диноса Чепменов "Ужасы войны" вступает в диалог с выдающимся произведением испанского графика. Чапмены "дорисовывают" Гойю, дополняя его образы современными нарративами, маскирующими жестокость под яркими масками общества потребления. Для современных художников Гойя является одним из основоположников модернизма. "Бедствия войны" Гойи – эталон человеческой "бесчеловечности к человеку", они показывают нам наихудшие уровни человеческой жестокости. Глядя на эти работы, зритель обязан прочитывать их в исходном виде. Но что же делать, когда жестокость образа выходит за все возможные пределы?" – говорят Джейк и Динос Чепмены. В коллекции Государственного Эрмитажа хранятся работы Франсиско Гойи, которые прекрасно дополняют экспозицию в Главном Штабе.


Творчество братьев Джейка и Диноса Чепменов принадлежит к числу наиболее актуальных проявлений западного современного искусства. Неоднозначные и провокационные художники, Джейк и Динос Чепмены предлагают зрителям вновь поразмышлять о вечных гуманитарных ценностях, высказанных на языке современного искусства. C видимой легкостью Джейк и Динос Чепмены берутся за исследование таких непростых и существенных для современного общества тем, как толерантность, табуированность, конформизм. Творчество Чепменов является симптоматичным для современного общества, привыкшего вытеснять неудобные по тем или иным причинам вопросы. Джейк и Динос Чепмены не предлагают решений и не зовут на баррикады. Искусство не интересует их как политическое оружие. По мнению художников, общество на современном этапе его развития достойно того, чтобы воспринимать все происходящее с юмором.

Выставка Джейка и Диноса Чепменов "Конец веселья" является продолжением программ Государственного Эрмитажа по показу произведений современных художников в рамках проекта "Эрмитаж 20/21". Куратор выставки – Дмитрий Юрьевич Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат философских наук. Выставка продлится до 13 января 2013 года. 

Посещение выставки "Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья" не рекомендуется лицам моложе 18 лет.


 

Последние новости

У нас в школе

2021 at school 46.jpg
at school 34.jpg
at school 32.jpg

[+]
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size