Художественная школа-студия "ЛЕОНАРДО"

 
Пленэры и серия новых работ, посвященных Петербургу
05.06.2015 14:02

Весенне-летние прогулки по достопримечательностям и пленэры традиционно завершают очередной, шестой, учебный год ЛЕОНАРДО. В этом году в рамках традиционных выездных занятий мы несколько раз посетили Этнографический музей, Кунсткамеру и Китайскую деревню в Пушкине.

Этнографический музей

Кунсткамера

                    

Китайская деревня в Пушкине


Также, ко Дню города некоторые ученики ЛЕОНАРДО готовили работы, посвященные своим любимым архитектурным сооружениям в Петербурге, изучали их историю и выезжали на место, чтобы сделать этюды и фотографии в нужное время суток при нужном освещении для последующей работы.

Ученики ЛЕОНАРДО узнали тайны Толстовского дома, в котором снимался фильм "Шерлок Холмс", и удивительную историю неприметного здания на Старопетергофском проспекте, 19; разобрались с происхождением названия Бармалеевой улицы; узнали о странностях и причудах владельца Строгановского дворца (Невский проспект, 17) и выяснили причину появления таинственного шифра на мистической «башне грифонов» во дворе аптеки доктора Пеля (7-я линия Васильевского острова, 16). Некоторые рисунки представлены ниже; вместе с остальными работами они позже войдут в сборник о городском фольклоре в качестве иллюстраций.


Тайны Толстовского дома

Традиционно принято считать, что прообразом нехорошей квартиры из романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" является квартира №50 в доме №10 по Б. Садовой улице в Москве, где Булгаков жил в 1921-1924 годах. Второй возможный прообраз - Толстовский дом в Петербурге (арх. Ф.И. Лидваль, улица Рубинштейна 15-17 или набережная реки Фонтанки 54). Нехорошая «булгаковская» квартира в "Мастере и Маргарите" имела № 50, семь комнат и была расположена на пятом этаже шестиэтажного дома. Нехорошая «толстовская» квартира имеет № 60, восемь комнат и расположена тоже на шестом этаже.

Во время посещения Ленинграда М.А.Булгаков всегда останавливался у родственников в нехорошей «толстовской» квартире, реальный номер которой 660 (в Толстовском доме у квартир трёхзначная нумерация, где первая цифра обозначает этаж). М.Н. Колотило (искусствовед и культуролог, член международного Творческого союза историков и художественных критиков, действительный член Русского географического общества и председатель правления ТСЖ «Толстовскй дом») в книге «Толстовский дом. Созвездие имён» показала, что Д.М. Позднеев, знаменитый востоковед, исчезнувший 1 октяря 1937 года из квартиры 660 (был расстрелян 30 октября) являлся для М.А. Булгакова одним из прообразов Воланда. Совпадение или нет, но на сестре Д.М. Позднеева был женат дядя Михаила Булгакова Петр Иванович. Булгаков «подсмотрел» некоторые его черты и наделил ими Воланда. Например, у Воланда левый глаз «пустой, мертвый», как у Дмитрия Позднеева. В юности он в результате несчастного случая лишился глаза, и в Японии ему изготовили искусственный фарфоровый. Или «голос Воланда был так низок, что на некоторых словах давал оттяжку в хрип». Про Позднеева внучка (Наталья Кабанова) пишет: «Дед любил музыку и очень хорошо ее знал. Он прекрасно пел. Я сохранила в памяти красивый тембр его густого баса, поставленного еще в семинарском хоре, где он вел партию октависта». Партия октависта очень редко использовалась в церковном хоре, так как была на октаву ниже басовой партии, а такие голоса встречаются нечасто.

К тридцатым годам ХХ века «начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать» ( М.Булгаков ), а из Домовой книги 1929-1930 годов, хранящейся в Городском архиве на Варфоломеевской улице, вся нехорошая квартира вместе со всеми её жильцами бесследно исчезла: при этом эти данные не стёрты и не вырваны из книги вместе со страницами, - все страницы на месте!


Старопетегофский проспект, 19

В сентябре голодного 1920 года в этом здании обосновалась школа-интернат закрытого типа, носившая название "Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых" - одна из пяти петроградских школ для мальчиков-беспризорников. Реальные события, происходившие в стенах этого здания в 1920—1923 годах, положены в основу книги Л. Пантелеева и Г. Белых «Республика ШКИД». В 1966 году по книге под таким же названием режиссёром Геннадием Полокой был снят знаменитый фильм - победивший в номинации "Лучший детский фильм всех времен" на Московском кинофестивале. Подростков для фильма искали повсюду: в школах, в интернатах, в исправительных учреждениях под Ленинградом, в интернатах особого режима (это та же колония, но воспитанников за хорошее поведение раз в месяц отпускали домой к родителям). После войны в здании обосновалась швейная фабрика имени Володарского. Переименнованная в «Фабрику одежды Санкт-Петербурга (ФОСП)» она занимает это здание и сейчас.


Бармалеева улица

Как-то раз, прогуливаясь по Петербургу, Корней Чуковский и его друг, художник Мстислав Добужинский, наткнулись на улицу с таким необычным названием и начали фантазировать, откуда оно могло появиться. Корней Иванович выдвинул версию о том, что здесь некогда проживал англичанин, цирюльник или парикмахер по профессии, с фамилией Бромлей, а в народной интерпретации эта диковинная фамилия превратилась в Бармалеева. Однако Добужинский был против такого прозаического объяснения. Он тут же, не сходя с места, набросал на листе бумаги знакомую нам зловещую рожицу с закрученными вверх усами, а Чуковский позже написал стихи и подарил жизнь новому литературному герою.

Там, где сейчас стоит дом № 5, построенный в начале XX столетия по проекту Германа Гримма (однофамильца сказочников), в конце XVIII века стоял другой дом, принадлежавший Ведомству учреждений императрицы Марии Федоровны. В нем жил Андрей Иванович Бармалеев, главный прапорщик полиции. Откуда же взялась столь необычная фамилия? В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля есть глагол «бармолить», то есть «бормотать, картавить, шепелявить, говорить невнятно». Человек с невнятной дикцией вполне мог получить прозвище Бармолей, а в силу того, что в XVIII столетии безударная «о» часто превращалась в «а», то и фамилия его могла писаться Бармалеев.


Башня грифонов

В 1858 известный фармацевт Вильгельм Пель (кстати, один из потомков В.Пеля-Александр Васильевич Пель, первым в России стал использовать для хранения лекарственных препаратов стеклянные ампулы) разместил в здании на 7-й линии В.О.,16 аптеку, и к началу XX столетия она превратилась в научно производственный комплекс, включающий органотерапевтический институт, исследовательские лаборатории, фармацевтические фабрики, библиотеки, склады, конторы. Вот о трубе химической лаборатории для проведения опытов и идёт речь. Согласно легенде, аптекарь Вильгельм Пель увлекался алхимией и в этой «башне» выводил грифонов: «… Когда невидимые грифоны в полночь слетаются в своё гнездо в башне, их отражения видны в окнах соседних домов. Числа же, написанные на кирпичах, от 0 до 9, - это зашифрованный код вселенной, несущий исполнение желаний или бессмертие». А на самом деле эти числа, появившиеся в 1994 году, — часть инсталляции художника Алексея Костромы. 1 мая 1994 года Алексей Кострома и созданная им художественная группа «ТУТ-И-ТАМ» торжественно установили на уцелевшую часть трубы гигантское яйцо в картонном гнезде и расписали кирпичи цифрами, превратив трубу в арт-объект под названием «Памятник Яйцу или грачи прилетели». На это действо художника вдохновило сочетание Дня Солидарности Трудящихся и Православной Пасхи. Установка яйца должна была демонстрировать единение рабочих, художников и религиозных деятелей в тот день. «К сожалению, грачи больше не вьют гнезда в больших загрязненных городах. Наш город, который, очевидно, загнивает, нуждается в срочной реабилитации», - говорит автор, намекая на экологический смысл памятника. А нумерация кирпичей на башне – дань традиции художника ставить «инвентаризационные» номера на каждом объекте, который ему бы хотелось сохранить, и который не внесен в официальный реестр.  


Строгановский дворец

Имя русского вельможи, владельца этого дворца на углу набережной реки Мойки и Невского проспекта, знают во всем мире, но связывают лишь с его кухней: по указу Строганова его повар придумал всемирно знаменитую говядину по-строгановски — бефстроганов. Во дворце Александра Сергеевича было множество самых разных помещений. Для обслуживания дворца содержался двор в 600 человек — певцы, музыканты, танцоры, актёры, повара, плотники, гребцы. Однако здесь не было, казалось бы, главного помещения — спальни: владелец привык спать в разных комнатах, причём спал в креслах, на кушетках или на раскладной походной кровати.


Эти и другие истории легли в основу созданных учениками ЛЕОНАРДО картин и рисунков, положивших начало новой серии работ, посвященных Петербургу, его легендам и тайнам.

 

Последние новости

У нас в школе

2021 at school 1.jpg
at school 34.jpg
2021 at school 48.jpg

[+]
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size