Художественная школа-студия "ЛЕОНАРДО"

 
Декабрь 1490 года и грандиозные планы Леонардо по отливке уникальной конной статуи Il Cavallo
08.12.2021 22:39
"Среди записей Леонардо, датированных 20 декабря 1490 года, есть одна, свидетельствующая, что он готов приступить к литью", - пишет Роберт Уоллэйс в книге "Мир Леонардо".

"Из-за громадных размеров конной статуи Франческо Сфорца - в завершённом виде она была бы высотой 8 метров, - Леонардо решил отливать её частями.  Перед нами эскиз замысловатого каркаса из железных полос. Его назначение - укрепить  литейную форму для головы и шеи лошади."

"Многие исследователи сомневались в том, были ли у Леонардо детальные планы реализации замысла отливки колоссальной конной статуи Франческо Сфорца. Но в 1965 году в Мадридской национальной библиотеке было обнаружено семьсот страниц записных книжек, считавшихся давно утерянными. В них находились, в частности, и эти эскизы: конструкция для поддержания тяжёлой литейной формы туловища коня, оказанная в разрезе; конструкция для поворачивания формы на бок, подготовленная для заливки расплавленной бронзы".

"Статуя в самом деле не была отлита, но, по сведениям, не технические трудности помешали Леонардо осуществить свой замысел. Одна заключалась в том, что приблизительно 90 тонн металла, быстро расплавленного и доведенного до очень высокой температуры, будут остывать неравномерно. Эту проблему Леонардо взялся решить, спроектировав систему множественных горнов. Во фрагментарном трактате, названном "О весе", он детально разработал вопрос равновесия: на рисунках видны железные скрепы внутри полой конструкции статуи. Следует заметить, что знаний у него было достаточно, чтобы выполнить подобное задание.

В конце концов Леонардо оставил идею коня, вставшего на дыбы, и предпочел ей обычного шагающего из совершенно других соображений. Статуя признана была увековечить память о героическом отце Лодовико Сфорца. Если бы конь стоял на задних ногах, то все взгляды были бы прикованы именно к нему, но не к наезднику. Более чем через столетие после смерти Леонардо похожая идея была воплощена в жизнь в Испании художником Пьетро Такка, создавшим в 1640 году конную статую короля Филиппа IV. Проблемы статики были решены для него ученым Галилео, расчеты которого были очень близки расчетам Леонардо. Однако что-то действительно близкое к замыслу Леонардо было воплощено в жизнь только в 1782 году, когда Этьенн Морис Фальконе создал в Санкт-Петербурге своего знаменитого коня — памятник Петру I. Статуя Такка, хотя и была первой работой такого рода, имела позу застывшую и скованную; статуя Фальконе, в отличие от нее, полна динамики и одухотворения, что наверняка понравилось бы Леонардо. И все же вплоть до наших дней ничего равного Леонардову замыслу не создано".

Что поражает в этом хоть и не реализованном в бронзе проекте, - так это подтверждённый факт абсолютно верных расчётов Леонардо! Паоло Галлуцци (род. 1942г.), итальянский исследователь науки, возглавлявший Институт и музей истории науки во Флоренции (https://www.museogalileo.it/enна протяжении почти 40 лет (с 1982 по 2021 год), говорит: "Как можно обработать за один раз такое огромное количество расплавленной бронзы, да еще и уравновесить огромную лошадь, стоящую всего на трех ногах и весившую много тонн? Ответы смогло дать нам компьютерное моделирование, основанное на расчетах да Винчи, которые дошли до наших дней в его рукописях".

Текст ниже воспроизводится по материалам статьи Юлии Минеевой / Infox.ru (от 06 марта 2010 года):

"Да Винчи рассчитал все точно

Команда специалистов во главе с Галлуцци смогла рассчитать, что бронзовая статуя высотой в 7,3 м и весом в 70 т могла быть успешно отлита за один прием, и на это ушло бы всего 165 секунд. Да Винчи собирался произвести отливку лошади в специальной яме глубиной в 20 м. "Проект был вполне осуществим. Причем в обоих вариантах, составленных да Винчи, – бронзовую статую могли отлить как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Однако ему бы пришлось отказаться от отливки лошади в положении вверх ногами", -- рассказал Галлуцци.

Для создания статуи гарцующей лошади да Винчи воспользовался так называемым непрямым методом литья. Его хорошо знали древние греки еще с VII века до н. э., однако художникам Ренессанса он был неизвестен, так как до них не дошло ни одного описания античной технологии.

Чтобы получить идеальную температуру и соблюсти правильное время выплавки, да Винчи изобрел специальную печь. "Отделения этой печи открывались в заданной последовательности. Система контролировалась пиротехническими датчиками, которые вспыхивали, когда расплавленная бронза достигала их, и подавали таким образом сигнал, что нужно открывать следующее отделение печи", -- рассказал Галлуцци.

Леонардо да Винчи также точно рассчитал положение всех критических точек статуи и точное время, когда расплавленная бронза вытекала из печи в приготовленную литейную форму. "Компьютерная модель показала, что все действия были тщательным образом подготовлены. Оказалось, что самые важные части статуи, в которые расплавленный металл поступал быстрее всего, были теми точками, которые играли наименьшую роль для сохранения равновесия будущей статуи", - рассказал Алессандро Инкогнито (Alessandro Incognito), глава компании XC Engineering (https://www.xceng.com/en/), которая занималась моделированием процесса отливки.

Созданная трехмерная модель продемонстрировала, что расплавленная бронза должна была заполнить литейную форму будущей статуи быстрее, чем за 165 секунд, а для получения нужного результата потребовалось бы 70 т металла – именно столько, сколько рассчитал да Винчи.

Согласно мнению Алессандро Веццози (прим. - итальянский искусствовед, исследователь творчества Леонардо, родился в 1950), главы Идеального музея (https://www.museoleonardo.it), расположенного в городе Винчи, где великий художник родился в 1452 году, проведенное исследование освещает те аспекты, которые невозможно изучить с помощью методологии традиционных исторических изысканий. "Это интересный подход к истории: здесь объединились современные технологические достижения и исторические источники", - отметил он".

Больше о жизни и работе Леонардо да Винчи в Милане - писала ранее здесь по горячим следам из своего путешествия
 

Последние новости

У нас в школе

2021 at school 23.jpg
at school 34.jpg
2021 at school 17.jpg

[+]
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size