Художественная школа-студия "ЛЕОНАРДО"

 
В этот день 19 января 1839 года родился художник Поль Сезанн, прославивший Париж благодаря яблоку
19.01.2022 11:51
В этот день,19 января в 1839 году, в тихом провинциальном Экс-ан-Провансе родился художник Поль Сезанн.

В нашей школе мы часто ставим исторические миниатюры, воссоздавая образ определённого художника и представляя конкретный случай из его жизни. В этот раз ученица младшей группы ЛЕОНАРДО, Алиса Фролкина (1-й год обучения, 6 лет), перевоплотилась в юного Поля Сезанна. 

          

Корзина яблок в руках - отсылка к истории с Эмилем Золя, - истории заступничества, с которой началась дружба детей, - одного, ставшего в будущем знаменитейшим художником, и другого, ставшего знаменитым писателем. Но до этого ещё очень далеко. Впереди - непонимание творчества Поля Сезанна и обидные прозвища. Из вступительной статьи Т. Неклюдовой к книге Джека Линдсея Поль Сезанн” (1969, переведена на русский в 1989):

"Исследуя документы, Дж. Линдсей пишет: "Не было ничего более смущающего, чем эти картины, в которых выдающаяся одаренность соседствовала с детской наивностью. Молодые видели в них руку гения, старики - безумные странности, завистники - только творческое бессилие. Мнения чрезвычайно разделялись, глубокие дискуссии переходили в раздраженные перепалки, были ошеломительные потрясения и преувеличенные похвалы". Как и его собратьев-импрессионистов, критики обвиняли художника в "посредственности, тщеславии, крикливости", утверждали, что "это живопись из сточной канавы" (Элимир Бурж). При жизни он был наиболее критикуемый, осуждаемый прессой и публикой и если его творения имели успех, то только потому, что вызывали гомерический хохот. Однако, уже в первые десятилетия XX века, представители нескольких важных направлений от фовизма, экспрессионизма, футуризма и кубизма до сюрреализма взирали на него как на предшественника. Как ни парадоксально, но судьба Сезанна аналогична судьбе многих его современников. После его смерти в 1906 году начался триумф попираемого всеми "отшельника из Экса" [Вот интересно: Джек Линдсей - литературовед, искусствовед, историк - почему его книги теперь не переиздаются?]

Только мама Поля Сезанна всегда верила в то, что он непременно станет знаменитым художником и поддерживала его. Джек Линдсей пишет:

"Хоть она и была малообразованна, <...> таились большая чувствительность, импульсивный и смышленый ум и живое воображение. Она интересовалась художественными журналами <...> и поддерживала своего сына в том, что, как она должна была знать, было анафемой для ее супруга. Вероятно, она сама дала Полю "Инков" (прим. - роман Ж.-Ж. Мармонтеля "Инки, или Разрушение империи Перу" (1850, первая публикация - 1777)"

"Примечательно, что в самом раннем рисунке, дошедшем до нас, - на задней стороне обложки "Инков" <...> - он нарисовал густо заштрихованный торс мужчины и две изящные женские фигурки, у одной из которых было улыбающееся личико. В этом, похоже, отразился конфликт, который тяготел над всей его жизнью".

"Мари (прим. - сестра Поля в письме к его сыну) добавляет: "Я помню, как мама упоминала имена Поля Рембрандта (м. б., Веронезе? - Дж. Л.) и Поля Рубенса, обращая наше внимание на сходство имен этих великих художников и твоего отца. Она должна была сознавать помыслы твоего отца, он нежно любил ее и, вне сомнения, меньше боялся ее, чем нашего отца, который хотя не был тираном, но был не способен понять кого-либо за исключением тех лиц, которые работали для того, чтобы разбогатеть".

Анри Перрюшо (писатель, историк искусства, биограф) в своей книге "Сезанн" (1956; изд. "Молодая гвардия", Москва, 1966) пишет об этом так: 

"Г-жа Сезанн, легко предающаяся несбыточным мечтам, даже утверждает, что когда-нибудь Поль станет великим художником. За всю свою жизнь она ни разу не была в музее, не видела ни одной картины настоящего мастера; не беда! У нее есть свои неоспоримые основания так думать: зря, что ли, ее сыночка зовут Полем, как Рембрандта (прим. - она путает:)) и Рубенса." 

Позируя в образе юного Поля Сезанна, Алиса сидит на высоком стуле, удерживая равновесие и не шевелясь, - не то что Амбруаз Воллар, на которого однажды Сезанн, рисуя его, очень рассердился за то, что тот чуть не упал с шаткой конструкции: "Несчастный! Вы испортили позу! Вы должны держаться, как яблоко. Разве яблоко делает движения?"

В большинстве натюрмортов Поля Сезанна присутствуют яблоки. "Я хочу поразить Париж с помощью яблока!" - восклицал Поль и, безусловно, сделал это. Поль Гоген называл его "Рембрандтом яблок".

В руке у нашей модели - книга, ещё не написанный на момент нашей исторической сцены роман Эмиля Золя "Творчество". Тот самый, после выхода которого их дружбе придёт конец.
 

Последние новости

У нас в школе

2021 at school 45.jpg
at school 34.jpg
2021 at school 48.jpg

[+]
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size