Художественная школа-студия "ЛЕОНАРДО"

 
17 октября 1759 года родился великий русский архитектор А.Н. Воронихин
12.11.2022 18:40
17 октября 1759 года родился великий русский архитектор Андрей Никифорович Воронихин. В скульптурной группе "Зодчие" работы Александра Таратынова, А.Н. Воронихин стоит слева:


Фрагмент из книги Коничева К.И. "Повесть о Воронихине":
"Андрей Никифорович, планируя здание, в свое время предложил Строганову и комиссии принять к утверждению повторение так называемых "Райских ворот" Флорентийского баптистерия – шедевра скульптуры произведения знаменитого Гиберти. Великий мастер ваяния двадцать два года работал над созданием этих дверей. В 1424 году на конкурсе во Флоренции они были признаны наилучшими. Сам великий Микеланджело, любуясь на творение Гиберти, с изумлением сказал: "Эти двери достойны быть вратами рая"!..

Не трудно было Воронихину убедить старого графа, понимавшего и любившего искусство, добиться высочайшего утверждения повторить эти "врата рая" для Казанского собора.

Свободный от многотрудных дел, Воронихин, приняв на себя добровольную роль наблюдателя за главным своим строением, почти ежедневно приходил к Казанскому собору, следил, не происходит ли осадка, нет ли где трещин, прочно ли держится штукатурка, не сползает ли краска с фресок, не угрожает ли падением витиеватая лепка?...

Воронихиным особенно почитались и ценились эти двери. Бывая здесь, он нередко простаивал перед ними любуясь. И было на что любоваться!..

Умельцу-литейщику Василию Екимову удалось повторить их с необычайной точностью до самых крайне незаметных мелочей. И не только Андрей Никифорович любовался на эти двери, каждый раз находя в них что-то новое и привлекательное, приходили к "вратам рая" лепщики, скульпторы, литейщики, и все не просто восторгались чудесной работой древнего флорентийского мастера, а изучали его творение как великое достижение ваяния.

Двери составлены из десяти разных частей – рельефов, каждый рельеф мастерски изображает сцену из Ветхого завета. Тут и сотворение человека, история Ноя, Давид и Голиаф, взятие Иерихона, Соломон и Савская царица и другие сцены. Все десять рельефов включены в раму, в орнамент которой вделаны небольших размеров статуи апостолов и погрудные горельефы знаменитых деятелей искусства и науки тех давних времен.

Кстати, Гиберти не забыл и себя. По достоинству и заслугам он вылепил свой портрет и поместил его на левой створке дверей, вторым снизу.

Погрудные фигуры и статуэтки апостолов в дверной раме также представляют собою образец тончайшего портретного искусства – изваяний в бронзе.

Однажды Воронихин встретил около этих дверей скульптора Демут-Малиновского. Тот стоял с небольшим альбомом в руках и зарисовывал детали библейских сцен.
– Сотый раз, вероятно, смотрю я на эти врата, – проговорил Демут-Малиновский, поздоровавшись с Воронихиным, – и каждый раз одна мысль приходит в голову: никогда и никому лучше этих врат не сделать! Здесь все так свежо и вечно ново, что не устаешь смотреть. И все так прекрасно сделано, так близко к жизни и природе, что кажется все эти растения зашелестят, птицы, звери, животные придут в движение…
– Гляньте, Андрей Никифорович, на сцену Соломона и Савской царицы. Как умно размещены десятки человеческих фигур, какие позы! Или возьмите сцену Давида с Голиафом!.. Не нахожу слов для восхищения. Эх, научиться бы, Андрей Никифорович, так работать… Вот мы с тем же литейщиком Екимовым намереваемся сделать барельеф "Бой при Гангуте" к постаменту памятника Петра Первого, что перед Михайловским замком; намереваемся и не ведаем, что из того получится. Главное – надо обладать умением передавать перспективу в бронзе, не уступая кисти живописца. Не легкое это дело!.. 
 Вы, Андрей Никифорович, кажется, внесли некоторые изменения в эти врата?
– Очень незначительные, – ответил Воронихин. – Все десять частей отлиты в точности, но замещение их отчасти иное. Да еще раму к дверям по моей композиции, а не по Гиберти, решили сделать попроще из мрамора. Кроме того, ради выгодного смотрения, эти двери, в отличие от Флорентийской баптистерии, мною поставлены на бронзовый плинт, тем самым значительно приподняты. Думаю, что за эту вольность меня и сам Лоренцо Гиберти не осудил бы. Касаемо верхнего обрамления, сандрика, поставленного на кронштейны, и статуй двух ангелов – это также моя планировка. В остальном двери Гиберти во всех ее десяти составных частях свято сохранены в исключительной точности с подлинником".

Об истории создания самого Казанского собора, главного творения Воронихина, интересно пишет Леонид Мацих в книге "Тайны Петербурга", глава "Твердыня храмины масонской".

Завершая краткий рассказ о дверях: двери Казанского собора повторяют двери флорентийского баптистерия Сан-Джованни. В Петербурге такие же двери есть в музее Академии художеств, в зале Рафаэля: гипсовый слепок с флорентийских дверей был подарен Академии её почётным членом Н.А. Демидовым. А бронзовые рельефы дверей Казанского собора уже были сделаны по снятым с этого слепка формам. У нас в школе стартовал в октябре любопытный проект, в ходе которого мы смастерим и протестируем одно историческое изобретение, связанное с тем самым баптистерием Сан-Джованни во Флоренции. У нас в главной роли будет Казанский собор и его знаменитые двери. 

А вот наши фотографии с пленэра у Казанского собора, - рисовали и разбирали представленные сюжеты:


                  

 

Последние новости

У нас в школе

2021 at school 45.jpg
at school 34.jpg
2021 at school 20.jpg

[+]
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size