ЛЕОНАРДО поздравляет всех с наступившим годом кролика и рассказывает о самых интересных кроликах в истории искусства! |
05.01.2011 21:46 |
ЛЕОНАРДО поздравляет всех с наступившим годом кролика и спешит рассказать вам несколько интересных фактов об этих зверьках, - вернее, об их воплощении в произведениях искусства. Зайцев изображали на своих
картинах многие известные художники. Иногда этим зверькам посвящали целые полотна (Дюрер, Гоффман), а иногда зайцы становились частью или элементом картины. Спонтанная свежесть восприятия и умудренное созерцание составляют в "Молодом зайце" (1502) немецкого художника поэтическое единство. Любуясь сидящим зверьком, Дюрер стремится вовлечь в диалог с образом не только зрение, но и осязание зрителя, позволяя ощутить разницу в фактуре шерсти ушей, лап и грудки, движение лап. Ганс Хоффман - немецкий
художник, последователь А. Дюрера. Подражая его манере, Хоффман, писал картины,
очень похожие на работы своего учителя. Мастерство Хоффмана особенно
проявлялось в изображениях растений и животных - "Заяц в
лесу", ок. 1585. На картине знаменитого Ф.
Гойи 1787 годы "Весна (Цветочницы)", мужчина держит в руке зайчика. В русской живописи есть
прекрасный портрет, который не уступает по мастерству своим предшественникам
- "Портрет К.А. Обнинской с зайчиком" В.А. Серова, 1904г. Натурный
рисунок углем, деликатно подцвеченный пастелью и сангиной, в полной мере демонстрируют
высочайшую технику, удивительную трепетность и лаконичность модели. Серов,
будучи увлеченным анималистом, воспользовался возможностью включить в
композицию ручного зайчика - любимца модели, проведя параллель между образами
человека и животного. Изображения зайцев известны
не только в живописи, скульпторы часто воплощали этого зверька в своих работах. В городе Кааль-на-Майне
(Германия), в центре площади на постаменте в 1952 году установлена огромная
фигура зайца, созданная скульптором А. Крокелем. Этот же зверек запечатлен на
гербе города. Существует легенда, что в XII веке группа
европейцев-переселенцев увидела на берегу речки Майн зайчонка, люди
обрадовались: раз тут плодятся косые, значит, и людям будет, чем питаться. На
этом месте заложили город.
Скульптор Юрген Герц
установил скульптуру "Заяц"(чугун) в 2003 году.
Установлена в городе Нюрнберге (Германия) напротив дома-музея художника Дюрера.
Из деревянного ящика вылезает Заяц-мутант с когтистыми лапами и треугольными
ушами и погребает под собой человека, а рядом с ним сидит маленький зайчик.
Другой памятник зайцу
установлен в Санкт- Петербурге в 2003 году по инициативе историка Сергея
Лебедева. Скульптор - В. Петровичев, архитектор - С.Петченко. Адрес -
Кронверкский пролив, омывающий Заячий остров, на котором расположена
Петропавловская крепость. О названии острова сложено несколько исторических
легенд, в которых фигурирует заяц, спасшийся во время одного из наводнений в
Санкт-Петербурге. Инсталляции Город
зайцев - это баварский Нюрнберг. Таковым он стал благодаря величайшему
художнику немецкого Возрождения Альбрехту Дюреру и современным маркетолагам,
создающим для города мировые бренды. Заячий город начинается с рисунка Дюрера
1502 года, открывшего для европейских ценителей чудеса акварели и водяных
красок. http://kak.ru/columns/urbanenvironment/a5728/ В Нюрнберге в 2003 году прошло весьма оригинальное
мероприятие в духе современных тенденций в искусстве. Необычное сооружение представил
на суд жителей города скульптор Оттмар Херл: на пространстве в несколько сотен
квадратных метров он расположил в общей сложности 7 тыс. пластиковых зайцев. Такого рода инсталляция посвящена почитаемому в Германии
художнику эпохи Возрождения Альбрехту
Дюреру, который, как известно, очень любил ушастых зверей, и 500-летию его
картины "Большой торт". Правда, на родине художника больше любят
другое полотно этого мастера, под названием "Кролик". Таким образом,
Хёрл как бы объединил эти две работы в одну. Гибрид получил название
"Большой кролик", от торта ему достался лишь изумрудный цвет, зато от
кролика - форма и размеры. В связи с акцией временно было прекращено движение по
центральной площади Нюрнберга, где и расположился своеобразный монумент. Сообщается,
что на изготовление и установку пластиковых фигур животных было потрачено около
$150 тысяч. Все средства были предоставлены многочисленными спонсорами.
Примечательно, что такая атака зайцев на Нюрнберг
происходит не впервые. Дело в том, что юбилей картины "Кролик"
справлялся еще и в августе 2002 года. Тогда к большому для всех нюрнбернжцев
празднику были изданы книги, путеводители, альбомы, проводились экскурсии и
познавательно-просветительные мероприятия. Тогда весь регион был буквально
охвачен заячьей лихорадкой, которая продолжалась до сентября. Изображения
зайца, более или менее напоминающие свой прообраз, заполонили город и его
витрины. В то же время была на Тиргертнерторплац, на
родине Альбрехта Дюрера, рядом с его домом, была возведена чугунная скульптура зайца работы авангардиста - анималиста Юргена
Герца (2003г.), призванная увековечить память великого нюрнбержца и его
знаменитого творения (см. выше). Заяц имеет слегка жутковатую и злобную внешность, его задние
ноги заключены в какой-то странный ящик, а рядом размещен золоченный крошечный зайчик – копия работы
Дюрера, которого этот монстр по-видимому собирается съесть. Это
пародия скульптора Юргена Герца на картину Альбрехта Дюрера "Молодой полевой заяц". Гигантский
заяц, перекормленный человеческой любовью и обожанием, вырывается из клетки. Он уже неподвластен человеку
и подминает под себя свой источник любви (кисти рук с пальцами человека
видны из-под брюха кролика). А рядом, сжавшись от страха, сидит маленький прообраз дюреровсого зайца, который
через минуту может погибнуть в когтях этого монстра. Мораль - фетишизация и слепая любовь опасна и даже
смертельна. Маленького
зайца-русака (Feldhase) Альбрехт Дюрер подобрал в окрестностях Нюрнберга в 1502
году. В это время художник сильно болел и был вынужден на некоторое время
отказаться от путешествий, но много гулял по своему родному городу и его
окрестностям, а сам Нюрнберг стал часто появляться в его работах. Некоторые
из этих рисунков использованы в качестве иллюстраций для электронного гида
по "Маршруту Дюрера". Помимо мест, непосредственно связанных с именем
художника, в экскурсию включены и другие городские достопримечательности. Зайчонок
поселился в доме Дюрера, а потом стал моделью: настороженный, с огромными
глазами, готовый в любой момент сорваться с места. Как и другие работы Дюрера,
будь то портреты или пейзажи, рисунок поражает детальной
точностью, реалистичной передачей настроения и внутреннего напряжения.
Именно по его мотивам и был создан "заяц Дюрера", установленный на
площади около дома-музея. http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4516196,00.html Кстати, Дюрер оказался первым художником, которому в Германии
поставили памятник. Его открыли в 1840 году, а с идеей создания монумента
за несколько лет до этого выступил баварский кронпринц Людвиг (Ludwig I.). http://www.museen.nuernberg.de/duererhaus/orientierung.html Второе произведение искусства на "заячью" тему
принадлежит художнице Анне Бин и представляет собой группу глиняных зайцев, сидящих кругами. Сами по себе зайцы
художественной ценности не имеют, но их сочетание, по мнению автора, выражает
"музыкальную гармонию". Зайцы сидят в два круга, третий образует
хохочущая публика. У каждого зайца в спине много дыр – возможно, это солонки, а
может быть, перечницы. Сама Анна назвала эту инсталляцию "45+1=0".
Необычайно точное название, если оно действительно подводит итог
художественному звучанию 46 сутулых и ушастых животных. Если
вам посчастливится отправиться отдыхать в горные районы северной Италии (в окрестностях деревни Артезина, Итальянские Альпы),
не пугайтесь, завидев издалека валяющегося на склоне горы Colletto Fava гигантского розового кролика. Он
появился там не случайно (примерно в 2005г.). Венская арт-группа
"Желатин" утверждает, что, увидев 60-метрового розового зверушку,
который лежит в такой позе, будто покончил жизнь самоубийством, сбросившись с
20-го этажа, путешественники погрузятся в приятные детские воспоминания. Они
смогут испытать те же ощущения, что и Гулливер в стране великанов, и не
удержатся от добродушной улыбки. По задумке авторов,
взобравшись на кролика–Гулливера, люди смогут иначе взглянуть на окружающий
мир.
|