Художественная школа-студия "ЛЕОНАРДО"

 
Арт-Календарь


В этот день 8 февраля родился художник, изменивший мировую моду!
08.02.2022 12:08
В этот день, 8 февраля в 1866 году, родился удивительный художник Леон Бакст, - художник, изменивший мировую моду!

"Современники вспоминали, что Бакст никогда не терзался муками творчества". Его фонтанирующая творческая энергия помогла ему стать ведущим художником театральных "Русских сезонов" С. Дягилева. Л. Бакст объявил, что в театре теперь надо не слушать, а смотреть. Его театральные костюмы ещё при жизни выставлялись в Лувре. Модели, которые он разрабатывал, восхищали зрителей в театре и влияли на всю мировую моду: "Париж был подлинно пьян Бакстом". Л. Бакст добивался единства музыки, живописи и пластики, именно это способствовало мощному эмоциональному воздействию на зрителей в театре. "В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть… передано публике… Именно это я пытался сделать в "Шахерезаде". На печальный зеленый я кладу синий, полный отчаяния… Есть красные тона торжественные и красные, которые убивают… Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру…" — Леон Бакст. И о Баксте заговорили как о выдающемся колористе. И впервые он, театральный художник, получает возможность полностью сохранять эскизы, сделанные им для театральных постановок, в своей собственности (раньше они переходили в собственность дирекции театров). 

По материалам газеты "Гродненская правда", проект "Возвращение имён" (https://grodnonews.by, выпуск 13 июня 2013 года):

"Эскизы к постановке "Шахерезады" были выставлены в музее декоративных искусств в Лувре и в первый же день распроданы. Модной стала мебель в восточном стиле, ковры, цветные подушки. Великосветские красавицы, одурманенные Востоком, хотели одеваться по-новому и напрямую обращались к Баксту с просьбой о создании гардероба. Мечтали видеть его в числе модельеров и парижские модные дома". <...>

"Художник всерьез занялся созданием моделей одежды, головных уборов и обуви. Заказы сыпались на Бакста как от француженок, так и от русских знатных особ. Великая княгиня Елена Владимировна (внучка Александра II), красавицы сестры Елена Олив и княгиня Наталья Горчакова выписывали туалеты по рисункам Бакста из престижных парижских домов моды "Пуаре" и "Уорт".

В 1914 в Петербурге состоялось несколько балов, оформление которых доверили Баксту. Пожалуй, самым знаменитым стал бал цветных париков у графини Шуваловой, для которого из Ниццы был доставлен вагон цветов. Художник поставил условие светским львицам: их парики должны быть выдержаны в одном тоне с цветом платья".

"Самые смелые представительницы женского пола, без оглядки следовавшие тренду "а ля Бакст", нередко вызывали улыбку на устах окружающих. Впрочем, слыл большим "чудаком" и сам Лев Бакст. Ходил в желтых ботинках, галстуки в его гардеробе исчислялись сотнями. Слово "Мода" писал только с большой буквы и любил повторять, что покупка новой одежды сродни началу новой жизни".

Ниже приводится репродукция картины ученицы "ЛЕОНАРДО" на тему творчества Л.Бакста, Тугушевой Камили (14 лет, 3-й год обучения), с комментариями автора:

"На моей картине - музыкальный салон у Дебюсси в Париже. Дебюсси за роялем, художник Лев Бакст задумчиво смотрит на реализованные (впервые - фирмой, законодательницей парижской моды, а не сценическим художником!) по его эскизам костюмы, в которых танцовщики на переднем плане, флиртуя, представляют сцену из одноактного балета Игры. Юбка до колен на девушке - смелая находка Бакста в области моды. Вообще костюмы очень развеселили англичан на показе в Королевском театре, поскольку представляли собой что-то сборное из костюмов для тенниса, гольфа и футбола. Бросалось в глаза и несоответствие между теннисной ракеткой и большим мячом. На некоторых эскизах Бакста, как и на моей картине, вообще изображён футбольный, а не теннисный, мяч. И хотя Нижинский однажды сказал, что стремился передать красоту пластических поз во время спортивных занятий, но звезда Русских сезоновСергея Дягилева, балерина Карсавина жаловалась, что приходилось поворачивать голову в одну сторону, а руки выворачивать в другую, словно калеке от рождения....  По словам сестры Вацлава Нижинского, он сочинял хореографию, рассматривая альбом с репродукциями Поля Гогена. Но здесь он не только танцовщик и балетмейстер, но и либреттист!  Правда, по просьбе Дебюсси текст Нижинского был предоставлен в письменном виде в переложении Дягилева и Бакста. Красавина так пишет об этом: “Нижинский не обладал даром точной и ясной мысли, в ещё меньшей мере умел он найти адекватные слова для выражения своих идей”. Перед премьерой Дебюсси объяснил идею постановки в газетной заметке: Парк, теннис, случайная встреча двух девушек и молодого человека в поисках затерявшегося мяча”. Про Нижинского он говорил так: Этот господин [Нижинский] выделывает ногами тройные крючки, проверяет их руками, потом внезапно, полупарализованный, останавливается, запутавшись и следя за ускользающей от него музыкой. Это ужасно. Это даже в духе Далькроза, — а я считаю господина Далькроза одним из первейших врагов музыки, и вы можете представить, какой хаос может породить его метод в голове молодого дикаря, типа Нижинского"!

 
В этот день 19 января 1839 года родился художник Поль Сезанн, прославивший Париж благодаря яблоку
19.01.2022 11:51
В этот день,19 января в 1839 году, в тихом провинциальном Экс-ан-Провансе родился художник Поль Сезанн.

В нашей школе мы часто ставим исторические миниатюры, воссоздавая образ определённого художника и представляя конкретный случай из его жизни. В этот раз ученица младшей группы ЛЕОНАРДО, Алиса Фролкина (1-й год обучения, 6 лет), перевоплотилась в юного Поля Сезанна. 

          

Корзина яблок в руках - отсылка к истории с Эмилем Золя, - истории заступничества, с которой началась дружба детей, - одного, ставшего в будущем знаменитейшим художником, и другого, ставшего знаменитым писателем. Но до этого ещё очень далеко. Впереди - непонимание творчества Поля Сезанна и обидные прозвища. Из вступительной статьи Т. Неклюдовой к книге Джека Линдсея Поль Сезанн” (1969, переведена на русский в 1989):

"Исследуя документы, Дж. Линдсей пишет: "Не было ничего более смущающего, чем эти картины, в которых выдающаяся одаренность соседствовала с детской наивностью. Молодые видели в них руку гения, старики - безумные странности, завистники - только творческое бессилие. Мнения чрезвычайно разделялись, глубокие дискуссии переходили в раздраженные перепалки, были ошеломительные потрясения и преувеличенные похвалы". Как и его собратьев-импрессионистов, критики обвиняли художника в "посредственности, тщеславии, крикливости", утверждали, что "это живопись из сточной канавы" (Элимир Бурж). При жизни он был наиболее критикуемый, осуждаемый прессой и публикой и если его творения имели успех, то только потому, что вызывали гомерический хохот. Однако, уже в первые десятилетия XX века, представители нескольких важных направлений от фовизма, экспрессионизма, футуризма и кубизма до сюрреализма взирали на него как на предшественника. Как ни парадоксально, но судьба Сезанна аналогична судьбе многих его современников. После его смерти в 1906 году начался триумф попираемого всеми "отшельника из Экса" [Вот интересно: Джек Линдсей - литературовед, искусствовед, историк - почему его книги теперь не переиздаются?]

Только мама Поля Сезанна всегда верила в то, что он непременно станет знаменитым художником и поддерживала его. Джек Линдсей пишет:

"Хоть она и была малообразованна, <...> таились большая чувствительность, импульсивный и смышленый ум и живое воображение. Она интересовалась художественными журналами <...> и поддерживала своего сына в том, что, как она должна была знать, было анафемой для ее супруга. Вероятно, она сама дала Полю "Инков" (прим. - роман Ж.-Ж. Мармонтеля "Инки, или Разрушение империи Перу" (1850, первая публикация - 1777)"

"Примечательно, что в самом раннем рисунке, дошедшем до нас, - на задней стороне обложки "Инков" <...> - он нарисовал густо заштрихованный торс мужчины и две изящные женские фигурки, у одной из которых было улыбающееся личико. В этом, похоже, отразился конфликт, который тяготел над всей его жизнью".

"Мари (прим. - сестра Поля в письме к его сыну) добавляет: "Я помню, как мама упоминала имена Поля Рембрандта (м. б., Веронезе? - Дж. Л.) и Поля Рубенса, обращая наше внимание на сходство имен этих великих художников и твоего отца. Она должна была сознавать помыслы твоего отца, он нежно любил ее и, вне сомнения, меньше боялся ее, чем нашего отца, который хотя не был тираном, но был не способен понять кого-либо за исключением тех лиц, которые работали для того, чтобы разбогатеть".

Анри Перрюшо (писатель, историк искусства, биограф) в своей книге "Сезанн" (1956; изд. "Молодая гвардия", Москва, 1966) пишет об этом так: 

"Г-жа Сезанн, легко предающаяся несбыточным мечтам, даже утверждает, что когда-нибудь Поль станет великим художником. За всю свою жизнь она ни разу не была в музее, не видела ни одной картины настоящего мастера; не беда! У нее есть свои неоспоримые основания так думать: зря, что ли, ее сыночка зовут Полем, как Рембрандта (прим. - она путает:)) и Рубенса." 

Позируя в образе юного Поля Сезанна, Алиса сидит на высоком стуле, удерживая равновесие и не шевелясь, - не то что Амбруаз Воллар, на которого однажды Сезанн, рисуя его, очень рассердился за то, что тот чуть не упал с шаткой конструкции: "Несчастный! Вы испортили позу! Вы должны держаться, как яблоко. Разве яблоко делает движения?"

В большинстве натюрмортов Поля Сезанна присутствуют яблоки. "Я хочу поразить Париж с помощью яблока!" - восклицал Поль и, безусловно, сделал это. Поль Гоген называл его "Рембрандтом яблок".

В руке у нашей модели - книга, ещё не написанный на момент нашей исторической сцены роман Эмиля Золя "Творчество". Тот самый, после выхода которого их дружбе придёт конец.
 
В этот день, 23 декабря в 1799 году в Петербурге родился Карл Брюллов - художник, которого назвали "первой кистью государства"
23.12.2021 00:45
В этот день, 23 декабря в 1799 году в Петербурге родился Карл Брюллов - художник, которого назвали "первой кистью государства" и который, единственный, был удостоен лаврового венка и бриллиантового перстня от самого императора.

Первые 10 лет он провёл в доме своего отца (и первого учителя), академика скульптуры, на Среднем проспекте, 17. Ещё один адрес в Петербурге, связанный с именем Карла Брюллова,- Невский проспект, д.6: здесь художник жил с мая по август 1836 года на съёмной квартире, пока хозяева отдыхали на даче: "он приехал в Петербург из-за границы для занятия должности профессора Императорской Академии Художеств, привёз с собой законченную картину "Последний день Помпеи". В дом Таля Пушкин присылал поздравления Брюллову по поводу окончания работы над этой картиной. Вероятно, именно здесь художником был написан портрет Н.В. Гоголя. Отсюда Брюллов переехал на служебную квартиру в Академию Художеств" (Путеводитель по Петербургу walkspb.ru). В 1836-49 жил в здании Академии Художеств  на Университетской наб., 17 (на стене конференц-зала есть мемориальная доска).
 
В этот день родился интереснейший художник Кузьма Петров-Водкин - украшение русского искусства
05.11.2021 19:06

Эта работа, из нашего большого исследовательского проекта о художниках, посвящена Кузьме Сергеевичу Петрову-Водкину. Художник с красивым именем, которое в переводе с греческого означает "украшение", и с запоминающейся фамилией, когда-то небезосновательно закрепившейся за его дедом, родился 5 ноября 1878 года.

Художник удивительный. Художник, обладавший даром предвидения, это отражено во многих его картинах. Художник, доехавший до Европы на ... велосипеде. Художник, который тонул однажды и так изобрёл сферическую перспективу. Художник, разработавший аксиому трёхцветности, которую его студенты ненавидели и прозвали "трёхплёткой". Художник, на которого однажды во всей своей мощи обрушилась резкая уничижительная и несправедливая критика И.Е. Репина ("Это не искусство! Это возмутительное безобразие неуча, сапожника, человечишки с рабьей душой!") и которого немногим позже (!) тот же И.Е. Репин назвал "Талантище". 

Колористическое решение нашей работы (автор Жанна Запорожец, 11 лет) построено тоже на трёх цветах. Композиция основана на реальных исторических фактах: известно, что с 1918 года К.С. Петров-Водкин преподавал рисунок на театральных курсах, организованных В.Э. Мейерхольдом для режиссёров, артистов и театральных художников. Именно этот сюжет и лёг в основу нашей картины: здесь и сам В.Э. Мейерхольд, и К.С. Петров-Водкин, активно обсуждающие постановку спектакля в БДТ на Фонтанке.

Картина стала итогом большой исследовательской работы автора, Жанны Запорожец: "В Русском музее находится замечательная картина К.С. Петрова-Водкина “Скрипка” (1918). Скрипка, на которой художник сам прекрасно играл, присутствует в нескольких натюрмортах мастера. Натюрморты он сравнивал со скрипичными этюдами, предшествующими концерту или картине. Необычная композиция картины с изображением скрипки (фрагментом использованная в работе ниже), - диагональное динамическое расположение скрипки, сложное построение пространства с наклонёнными вертикалями - напоминают новаторские приёмы К.С. Петрова Водкина, предложенные им во время работы для театра. Например, в декорациях к одной из постановок (“Борис Годунов”, 1924 год, для БДТ, не осуществлена) он решил сделать вертикальные кулисы скошенными, чтобы создавалось ощущение лёгкого наклона сценической коробки. На фортепиано он подбирал мелодии на слух и импровизировал. Среди знакомых художника - С. Прокофьев и Д. Шостакович. Интересно, что именно написал Петров-Водкин в альбоме с автографами, так называемой “деревянной книге” молодого Прокофьева, на вопрос композитора “Что вы думаете о солнце?”!  Эта картина "Скрипка" фрагментом использована в моей работе, так же как и многочисленные эскизы К.С. Петрова-Водкина и фрагменты его картин".

В нашей работе действие происходит в БДТ. В театральном музее сохранились эскизы К.-С. Петрова-Водкина. В 2018 году к открытию выставки "Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения" в Русском музее, Наталия Грачёва и банк ВТБ, который был спонсором выставки, составили прекрасный маршрут (https://vtbrussia.ru/culture/rm/peterburg-petrova-vodkina/) по местам Петербурга, связанным с художником, вот он:

 
Сегодня, 9 октября, день рождения очень интересного и самобытного художника Николая Рериха
09.10.2021 12:59
Сегодня, 9 октября, день рождения очень интересного и самобытного художника Николая Рериха (родился в 1874 году в Санкт-Петербурге).

Этому художнику мы уже посвятили несколько работ, в каждой из которых  мы исследовали определённые сферы деятельности этого уникального человека. Ниже представлены две работы из нашей коллекции. 

Эта работа посвящена театральным работам Н.К. Рериха, в центре внимания - постановка балета "Весна священная".

История этого балета удивительна. Она началась в 1909 году, когда композитор Игорь Стравинский и Николай Рерих задумали совместно создать балет на тему древних верований и обрядов языческой Руси. 

История балета “Весна священная” удивительна. Она началась в 1909 году, когда Игорь Стравинский и Николай Рерих задумали совместно создать балет на тему древних верований и обрядов языческой Руси. На картине изображены события во время премьерного показа в 1913 году в театре Елисейских полей в Париже. Тогда зрители подняли шум, свист, повскакивали со своих мест, пребывая в полнейшем возмущении. Балерина Ромола Пульска, будущая жена Нижинского, присутствовала на премьере и впоследствии описала происходившее: "Волнение и крики доходили до пароксизма. Люди свистели, поносили артистов и композитора, кричали, смеялись. Я была оглушена этим адским шумом и, как только могла, скоро бросилась за кулисы. Там всё шло так же плохо, как в зале. Танцовщики дрожали, удерживали слёзы". Дягилев утверждал: "Вот это настоящая победа. Пускай себе свистят и беснуются. Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска. Увидите следствия". И Дягилев и Стравинский, несмотря на очевидный "провал" премьеры, не ошиблись. Уже через год эта музыка была принята Парижем так восторженно, что дала Дягилеву повод называть её "Девятой симфонией нового времени". Но не только сценическая жизнь балета была такой сложной эмоционально. Любопытные разногласия относительно первенства в озвучивании идеи балета обнаружились между композитором и художником. Вот любопытные выдержки из писем Рериха: "Когда будете передавать Мясину "Весну Священную", напомните ему, что идея этого  балета была моя, и потому я получал в Париже гонорар не только как художник, но и как либреттист. Последний такой гонорар получил в Париже по моей доверенности Святослав. Как Вы знаете, "Весна Священная" посвящена мне, так значилось и на нотах. Всё это любопытно, ибо впоследствии Стравинский где-то писал, что всю идею этого балета он задолго видел во сне. Вдова Нижинского где-то уверяла, что Нижинский видел ранее во сне этот балет, получилось какое-то таинственное царство "снов"... Но не мешает напомнить истину Мясину - может он под каким-то ложным впечатлением". 


Делюсь нашим маршрутом по Рериховским местам в Петербурге и области:


Отдельная тема в жизни Рериха связана с Карелией. Замечательная книга кандидата филологических наук Сойни Е.Г. посвящена этой теме - "Николай Рерих и Север" (Петрозаводск: Карелия, 1987г.). В 2009 году вышел не менее замечательный путеводитель "Памятные места семьи Рерихов в Северном Приладожье"  под редакцией А.П. Соболева (ИПК "Коста", 2009) - здесь представлены адреса пребывания Рериха в городе Сортавала и его окрестностях, островах Тулолансаари, Валааме и др. 
 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > Последняя >>

Страница 4 из 5

Последние новости

У нас в школе

2021 at school 46.jpg
at school 34.jpg
at school 32.jpg

[+]
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size