Художественная школа-студия "ЛЕОНАРДО"

 
Арт-Календарь


В этот день, 5 декабря 1861 года, родился Константин Коровин
05.12.2022 23:13
В этот день, 5 декабря 1861 года, родился Константин Коровин
 
В этот день, 12 ноября 1840 года, родился великий скульптор, не признававший вдохновения, - Огюст Роден
12.11.2022 20:05
"Больше терпения! Не надейтесь на вдохновение. Вдохновение вообще не существует. Единственные добродетели художника — мудрость, внимательность, искренность, воля. Выполняйте вашу работу, как честные труженики", - эта замечательная цитата принадлежит Огюсту Родену, знаменитому французскому скульптору, родившемуся 12 ноября 1840 года.
 
17 октября 1759 года родился великий русский архитектор А.Н. Воронихин
12.11.2022 18:40
17 октября 1759 года родился великий русский архитектор Андрей Никифорович Воронихин. В скульптурной группе "Зодчие" работы Александра Таратынова, А.Н. Воронихин стоит слева:


Фрагмент из книги Коничева К.И. "Повесть о Воронихине":
"Андрей Никифорович, планируя здание, в свое время предложил Строганову и комиссии принять к утверждению повторение так называемых "Райских ворот" Флорентийского баптистерия – шедевра скульптуры произведения знаменитого Гиберти. Великий мастер ваяния двадцать два года работал над созданием этих дверей. В 1424 году на конкурсе во Флоренции они были признаны наилучшими. Сам великий Микеланджело, любуясь на творение Гиберти, с изумлением сказал: "Эти двери достойны быть вратами рая"!..

Не трудно было Воронихину убедить старого графа, понимавшего и любившего искусство, добиться высочайшего утверждения повторить эти "врата рая" для Казанского собора.

Свободный от многотрудных дел, Воронихин, приняв на себя добровольную роль наблюдателя за главным своим строением, почти ежедневно приходил к Казанскому собору, следил, не происходит ли осадка, нет ли где трещин, прочно ли держится штукатурка, не сползает ли краска с фресок, не угрожает ли падением витиеватая лепка?...

Воронихиным особенно почитались и ценились эти двери. Бывая здесь, он нередко простаивал перед ними любуясь. И было на что любоваться!..

Умельцу-литейщику Василию Екимову удалось повторить их с необычайной точностью до самых крайне незаметных мелочей. И не только Андрей Никифорович любовался на эти двери, каждый раз находя в них что-то новое и привлекательное, приходили к "вратам рая" лепщики, скульпторы, литейщики, и все не просто восторгались чудесной работой древнего флорентийского мастера, а изучали его творение как великое достижение ваяния.

Двери составлены из десяти разных частей – рельефов, каждый рельеф мастерски изображает сцену из Ветхого завета. Тут и сотворение человека, история Ноя, Давид и Голиаф, взятие Иерихона, Соломон и Савская царица и другие сцены. Все десять рельефов включены в раму, в орнамент которой вделаны небольших размеров статуи апостолов и погрудные горельефы знаменитых деятелей искусства и науки тех давних времен.

Кстати, Гиберти не забыл и себя. По достоинству и заслугам он вылепил свой портрет и поместил его на левой створке дверей, вторым снизу.

Погрудные фигуры и статуэтки апостолов в дверной раме также представляют собою образец тончайшего портретного искусства – изваяний в бронзе.

Однажды Воронихин встретил около этих дверей скульптора Демут-Малиновского. Тот стоял с небольшим альбомом в руках и зарисовывал детали библейских сцен.
– Сотый раз, вероятно, смотрю я на эти врата, – проговорил Демут-Малиновский, поздоровавшись с Воронихиным, – и каждый раз одна мысль приходит в голову: никогда и никому лучше этих врат не сделать! Здесь все так свежо и вечно ново, что не устаешь смотреть. И все так прекрасно сделано, так близко к жизни и природе, что кажется все эти растения зашелестят, птицы, звери, животные придут в движение…
– Гляньте, Андрей Никифорович, на сцену Соломона и Савской царицы. Как умно размещены десятки человеческих фигур, какие позы! Или возьмите сцену Давида с Голиафом!.. Не нахожу слов для восхищения. Эх, научиться бы, Андрей Никифорович, так работать… Вот мы с тем же литейщиком Екимовым намереваемся сделать барельеф "Бой при Гангуте" к постаменту памятника Петра Первого, что перед Михайловским замком; намереваемся и не ведаем, что из того получится. Главное – надо обладать умением передавать перспективу в бронзе, не уступая кисти живописца. Не легкое это дело!.. 
 Вы, Андрей Никифорович, кажется, внесли некоторые изменения в эти врата?
– Очень незначительные, – ответил Воронихин. – Все десять частей отлиты в точности, но замещение их отчасти иное. Да еще раму к дверям по моей композиции, а не по Гиберти, решили сделать попроще из мрамора. Кроме того, ради выгодного смотрения, эти двери, в отличие от Флорентийской баптистерии, мною поставлены на бронзовый плинт, тем самым значительно приподняты. Думаю, что за эту вольность меня и сам Лоренцо Гиберти не осудил бы. Касаемо верхнего обрамления, сандрика, поставленного на кронштейны, и статуй двух ангелов – это также моя планировка. В остальном двери Гиберти во всех ее десяти составных частях свято сохранены в исключительной точности с подлинником".

Об истории создания самого Казанского собора, главного творения Воронихина, интересно пишет Леонид Мацих в книге "Тайны Петербурга", глава "Твердыня храмины масонской".

Завершая краткий рассказ о дверях: двери Казанского собора повторяют двери флорентийского баптистерия Сан-Джованни. В Петербурге такие же двери есть в музее Академии художеств, в зале Рафаэля: гипсовый слепок с флорентийских дверей был подарен Академии её почётным членом Н.А. Демидовым. А бронзовые рельефы дверей Казанского собора уже были сделаны по снятым с этого слепка формам. У нас в школе стартовал в октябре любопытный проект, в ходе которого мы смастерим и протестируем одно историческое изобретение, связанное с тем самым баптистерием Сан-Джованни во Флоренции. У нас в главной роли будет Казанский собор и его знаменитые двери. 

А вот наши фотографии с пленэра у Казанского собора, - рисовали и разбирали представленные сюжеты:


                  

 
В этот день 8 сентября 1504 года родился мраморный Давид работы великого Микеланджело
08.09.2022 23:02
В этот день 8 сентября 1504 года во Флоренции на площади Синьории был выставлен мраморный Давид работы великого Микеланджело. По словам Джорджо Вазари, первого историка искусства, замечательного художника и архитектора, эта статуя "отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских". А транспортировкой и установкой статуи руководил Леонардо да Винчи. 

Джорджо Вазари в "Жизнеописаниях" рассказывает:
"По завершении своем статуя оказалась такой огромной, что начались споры, как доставить ее на площадь Синьории. И тут Джулиано да Сангалло и брат его Антонио устроили очень прочную деревянную башню, к которой подвесили статую на канатах так, чтобы при толчках она не повреждалась, а равномерно покачивалась; тащили ее на канатах при помощи лебедок по гладким бревнам и, передвигая, поставили на место. Петля из каната, на котором висела статуя, очень легко скользила и стягивалась под давлением тяжести: придумано это было так прекрасно и остроумно, что я собственноручный рисунок храню в нашей Книге, как нечто для связывания тяжестей чудесное, надежное и прочное".

Любопытно, что в некоторых источниках (diletant.media, NY Times) утверждается, что первый, "эскизный" вариант Давида был сделан Микеланджело зимой 1494 года. Тогда во Флоренции неожиданно случился сильный снегопад, и правитель Флорентийской республики и покровитель Микеланджело  Пьеро ди Медичи "велел ему сделать во дворе статую из снега, которая ему удалась прекрасно", - это пишет Джорджо Вазари, не упоминая, кого именно представлял этот "снеговик".

Современный итальянский искусствовед и реставратор Антонио Форчеллино пишет в книге "Микеланджело. Беспокойная жизнь":
"Трудности практического характера были блестяще преодолены, оставались политические интриги, представлявшие куда большую опасность в разделённом на враждующие партии городе. Сторонники Медичи не замедлили углядеть политические выгоды, которые мог дать республиканскому режиму этот символ, уже запечатлённый во многих образах. Поэтому было решено атаковать его ночью, словно предстояло застать врасплох вражеское войско. Хронисты того времени уделили должное внимание этому событию и его конфликтному характеру. "Ночью его охраняли от недовольных и завистников; наконец, несколько юнцов напали на охрану и забросали камнями статую, намереваясь её повредить, после чего, будучи узнанными на следующий день, были взяты восемью, и примерно трое из них были заключены в тюрьму в Стинке".  

Ещё до того, как быть выставленным на всеобщее обозрение, "Давид" уже платил дань славе. Но ещё более тяжкую дань он заплатит во время республиканского восстания 1527 года, когда из окон дворца на него сбросят лавки, которые вдребезги разобьют его левую руку. Осколки пролежат на площади три дня, ибо в тревожной атмосфере восстания никто не осмеливался коснуться их. Наконец, Джорджо Вазари, тогда ещё юноша, наберётся смелости и под покровом ночи отправится собирать их вместе с Чеккино Сальвиати, отнесёт в дом отца Сальвиати, а оттуда переправит Козимо I. Последний, став безраздельным властелином города, в ноябре 1543 года распорядится восстановить руку из фрагментов, будучи убеждён, что этот жест милосердия по отношению к главному республиканскому символу сослужит ему лучшую службу, нежели посягательство на всеобщую любовь Флоренции к Микеланджело".
 
5 августа 1844 года родился Илья Ефимович Репин
05.08.2022 16:00

Очень многое в Петербурге и окрестностях связано с именем Ильи Ефимовича Репина. В усадьбе Репина, в Пенатах, ко дню его рождения к 5 августа 2022 года под патронажем Музея Академии Художеств была проведена реставрация башни Шахерезады. Как видно на 2м фото, мы с учениками были здесь ещё до реставрации, во время наших традиционных выездных занятий. Подробнее об этом здесь 

          


В день открытия в парке усадьбы звучала музыка, - музыку Репин всегда очень любил: "О, музыка! Она всегда проникала меня до костей". Музыковед, музыкальный критик и кандидат искусствоведения Г.А. Тюменева подробно писала о Репине как о ценителе музыки в работе "Музыка в жизни Репина. Художественное наследство" (1948).

Хотелось бы, чтобы и Эолова арфа, когда-то установленная на крыше дома усилиями жены художника Натальи Нордман, вновь зазвучала в усадьбе.

Ниже - наш рисунок, на котором изображены художник и его брат Василий: "Брат художника Василий разучивал сонату Бетховена и подолгу играл ее. [Соната Бетховена оп. 27, № 2 — cis-moll (“Quasi una fantasia”).] Репин пишет: “повторения, особенно прелюдии, меня трогали до слез... Какое это было счастье!".

С именем Ильи Ефимовича Репина очень многое связано в Петербурге. Из самого очевидного - Академия Художеств, носящая сейчас его имя. А ведь когда он в первый раз пытался поступить сюда, ему отказали! Вот как описывает этот эпизод Галина Прибульская в книге "Репин в Петербурге" (1970 год издания):

"...И вот он впервые открывает массивную дверь в Академию. Строгая тишина парадного вестибюля охватывает его. Молчаливо глядят на него стоящие среди колонн белые статуи. «Конференц-секретарь Ф.Ф.Львов», - гласит табличка на одной из дверей. Набравшись смелости, Репин входит в кабинет...

Разговор со Львовым быстро охладил пыл молодого художника.
«Ах, в Академию? Да где вы готовились? Ах, вот эти маленькие рисуночки? Ну, вам еще далеко до Академии художеств. Идите в рисовальную школу: у вас ни тушёвки, ни рисунка нет еще... Здесь, в Академии художеств, вас забьют, тут вы не знаете, какие силачи сидят. Будете вы пропадать на сотых номерах! Куда вам... Идите, идите... Приготовьтесь, тогда приходите». Пришлось послушаться. В декабре 1864 года Репин поступил в рисовальную школу. Школа рисования Общества поощрения художников «на Бирже» помещалась в здании южного пакгауза, обращенного фасадом к Неве и Дворцовому мосту (ныне Университетская набережная, 1)" - [прим. - Зоологический музей].

Когда Репин поступил в Академию вольноприходящим учеником, он, - снова процитирую Г.Прибульскую, - " не пропускал ни одной лекции. "Самую большую радость доставляла мне мысль, что я могу посещать и научные лекции настоящих профессоров и буду вправе учиться всем наукам". Это благоговение перед наукой, знаниями сохранилось у него на всю жизнь. Впоследствии Репин станет одним из самых образованных художников своего времени, но стремление расширить свои познания будет свойственно ему до конца дней".

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > Последняя >>

Страница 2 из 5

Последние новости

У нас в школе

2021 at school 45.jpg
at school 34.jpg
at school 44.jpg

[+]
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size