Алессандро Веццози (искусствовед, автор множества книг и публикаций, досконально изучивший жизнь и творчество Леонардо да Винчи, создатель и руководитель посвящённого Леонардо Идеального музея в Винчи), в книге "Леонардо да Винчи. Искусство и наука вселенной" пишет: "... по отношению к своему другу Ботичелли он настроен критически, причем особенно порицает пейзажи, написанные “бездумно и поверхностно”, словно речь идет о простеньком отпечатке губки, брошенной на стену: “Жалкие пейзажи!” Вместе с тем в знаменитом отрывке “Трактата о живописи” Леонардо говорит, что созерцание пятен на стене стимулирует воображение, “поскольку вещи неопределенные пробуждают дух к новым откровениям”. Но лишь при одном условии: если “ты уже умеешь создавать все части того, что хочешь изобразить”. В этой декларации, внешне очень современной и необычайно смелой, провозглашается главенствующая роль мастерства и необходимость tèckne (техники - греч.) Первое произведение, ставшее заметной вехой в раннем творчестве Леонардо, — “Пейзаж Санта-Мария делла Неве”, рисунок с автографом, указывающим точную дату создания: 5 августа 1473 года. Его называли “первым настоящим пейзажем в истории искусства”. На самом деле сиенец Амброджо Лоренцетти за полтора столетия до Леонардо нарисовал два пейзажа на деревянных досках. Эта тема получила также широкое распространение в искусстве Востока. Но у Леонардо появляется совершенно иной ракурс видения родного пейзажа, в который художник включает перспективу замка, силуэт “вулканического” конуса Монсуммано на горизонте... Кажется, будто рукой его движет воспоминание о лодках, он не проявляет интереса к описанию форм и к породам деревьев, но стремится постичь суть явлений. Леонардо демонстрирует новое восприятие света, который словно вибрирует благодаря виртуозной штриховке, придающей пейзажу насыщенность и прозрачность. Точно указывая день и прославляя тем самым определенное событие (прим. — 5 августа 1473 года, праздник святой Марии в Снегу), Леонардо создает иллюзию выпавшего в августе снега — явления одновременно естественного и необычайного, синтеза двух противоположных природных циклов”. Чарльз Никол в книге “Леонардо да Винчи. Загадки гения” (2004г., перевод Т. Новиковой 2006г., Издательская группа “Азбука-Аттикус”, 2016г.) посвящает отдельную главу Мадонне снегов и пишет: “... на рисунке изображен воображаемый или идеализированный вид окрестностей Винчи. Здесь есть точные изображения реальных мест, но в действительности подобного вида не существует. Найти и сфотографировать подобную местность невозможно, но, собрав в коллаж несколько снимков местности, вы получите точную копию рисунка Леонардо. Может быть, такой вид можно увидеть, если пролететь над Винчи на дельтаплане (признаюсь, я этого не пробовал), поскольку рисунок более всего напоминает аэрофотосъемку. Это взгляд с высоты птичьего полета: в своем воображении художник взмыл над землей и нарисовал то, что увидел. Вспомните фразу из Туринского кодекса, связанную с полетом птиц: «Движение птицы (другими словами, «большой птицы», или летательной машины) всегда должно быть над облаками, дабы крыло не намокало и дабы имелась возможность открыть больше стран». «Per iscoprire pi? paese»: точно то, что уже было достигнуто тридцатью годами раньше и что нашло свое отражение на рисунке, хранящемся в галерее Уффици”. И ещё: “...связь между ландшафтом и воспоминанием можно заметить на самой ранней датированной работе Леонардо. Пейзаж, нарисованный чернилами, сегодня хранится в галерее Уффици. Этот рисунок невелик – 7,5 на 11 дюймов, чуть меньше обычного листа формата А4, – но композиция его весьма драматична. Мы видим скалистые утесы и обширные равнины, тянущиеся к холмам, виднеющимся на горизонте. Рисунок напоминает набросок, сделанный с натуры. Штрихи резкие, решительные, иногда почти абстрактные – обратите внимание на деревья в правой части рисунка, – и в то же время пейзаж наполнен удивительно точными деталями: замок над обрывом, крохотные лодочки на реке, водопад. И все это ведет взгляд зрителя к фокусной точке рисунка – холму конической формы, в котором безошибочно узнаются очертания Монсуммано (или Монсомано, как назвал его Леонардо на одной из своих карт). Этот холм находится примерно в 8 милях (13 км) к северо-западу от Винчи. Дорога к Монсуммано проходит через Лампореккьо и Ларчьяно и занимает около двух часов. Это дорога детства Леонардо. Если конический холм – это Монсуммано, то можно определить и другие детали. Равнина – это болота Фучеккьо, расположенные к юго-западу от Монсуммано. Горы за ними – Ньеволе. Более низкие, пологие холмы – Монте-Карло. И так далее, и так далее. Все это детали пейзажа, но в то же время (если истолковывать их как карту региона или реальный вид с реального холма) они превращаются в настоящую загадку. Холм Монсуммано можно увидеть из разных точек Монтальбано, но никому еще не удалось найти точку, откуда открывается подобный вид. Я весьма тщательно исследовал этот район и пришел к выводу о том, что такой точки не существует. Главная проблема – замок или укрепленный городок в левой части рисунка. Ни один из окрестных городков на эту роль не подходит – ни Монтеветтолини, ни Ларчьяно, ни Папиано. Все они расположены иначе. Другая сложность заключается в том, что для того, чтобы увидеть болота, окружающие Монсуммано, вы должны находиться где-то на Пизанских холмах. Но если находиться там, очертания Монсуммано будут совершенно иными”. Кстати, знаете ли Вы, с какой знаменитой святыней Рима связана легенда о Снежной мадонне? |