Художественная школа-студия "ЛЕОНАРДО"

 
О Леонардо да Винчи
С мая 1504 по май 1506 года Леонардо да Винчи занимался проектом, который стал, по словам Бенвенуто Челлини, "школой для всего света"
17.05.2022 13:40
 
 
15 апреля родился великий Леонардо да Винчи - самый многогранный гений всех времён!
16.04.2022 21:53
"В одном из каменных домов городка Винчи (а все они какого-то грязно-жёлтого оттенка), расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452 года родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения (а может быть, и всех времён) - Леонардо. Исследователь загадочных явлений, создатель тревожащих воображение улыбок, за которыми кроется непознаваемая глубина, и рук, указующих в неизвестность, в горные выси, он казался современникам волшебником. Люди последующих поколений называли его итальянским Фаустом". Так начинает свою книгу "Мир Леонардо" Роберт Уоллэйс. 

В моих воспоминаниях образ Леонардо сливается с образом моего первого школьного учителя рисования, - тогда я не задумывалась, а сейчас мне кажется, что они были неимоверно похожи: борода, волосы, умный и проницательный взгляд из-под нависших бровей, умение спокойно и интересно говорить, терпение, снисходительность к ошибкам других. И всегда в нём чувствовалась какая-то искра, заинтересованность. В кабинете рисования, кстати, висела репродукция Туринского автопортрета Леонардо да Винчи... 

Винчи - это название городка, т.е. Леонардо да Винчи - это, дословно, Леонардо ИЗ Винчи. Но любопытно, и, мне кажется, вовсе не случайно, что "винчи" (vinci - итал.) - это ещё и производная от итальянского глагола "vincere" - "побеждать", "выигрывать". Этим же словом - vincere - назывался орнамент из петелек и лепестков, - такой, как мы видим на вырезе платья Моны Лизы. Об этом пишет Ольга Хорошилова, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, в статье "Шутки Леонардо или что скрывает наряд Моны Лизы", ссылаясь на исследование Элизабетты Ниньеры, "известного историка моды и орнамента эпохи Возрождения, автора книги "I soperchi ornamenti. Copricapi e acconciature femminili neel'Itakia del Quattrocento". Такая же основа для орнамента использована и в "логотипе" / эмблеме школы Леонардо да Винчи. И в росписи "Ослиной Залы" в Милане.  Непомнящий Н.Н. в своей книге "Леонардо да Винчи. Опередивший время" пишет: "На стенах Ослиного зала Леонардо изобразил зелёные кроны ив: их ветви и побеги переплелись самым фантастическим образом, к тому же они опутаны тонкими декоративными ветками, завязанными в бесконечные узлы и петли. Эта картина производит впечатление почти звучащей, как будто это музыкальная фуга. Возможно, Леонардо, который проводил дни и даже недели за рисованием загадочных узлов на бумаге, намеревался выработать собственный символ: одно из значений слова "винчи" - ива".

Возвращаясь к дню рождения Леонардо, - Роберт Уоллэйс пишет в первых строках своей книги о Леонардо как об "исследователе загадочных явлений". Среди интересовавших Леонардо явлений, над которыми он размышлял, - почему течёт вода в реках, откуда берутся окаменелости, из чего состоят минералы,  почему светит Луна, и многие другие. Всё это он исследовал, а результаты записал в 72-страничную тетрадку (18 сдвоенных листочков), получившую название "Трактат о воде, земле и небесных светилах", известный также как "Лестерский Кодекс"  - по фамилии английского лорда, купившего эти записи в 1717 году. А в 1994 году обладателем Кодекса стал Билл Гейтс, приобретя его за рекордную сумму в  30,8 млн долларов. Учёные пришли к мнению, что в некоторые инженерные чертежи, сопровождающие тексты, Леонардо да Винчи сознательно вносил неточности, делая тем самым невозможным функционирование изобретения - в случае, если его записи попадут в чужие руки. Считается, что это первый пример попытки защитить авторское право. Первое резюме, кстати, тоже придумано Леонардо: таковым считается его письмо к миланскому герцогу, в котором он подробно расписывает свой опыт и компетенции. Любопытно, что в первых строках письма Леонардо говорит о себе как о музыканте.

"Загадка Леонардо начинается с его рождения. Он был незаконнорожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно", - пишет дальше Роберт Уоллэйс. Некоторые современные исследователи уверяют, что разгадали эту загадку: профессор Вячеслав Чирикба, например, полагает, что мать Леонардо была абхазской или черкесской рабыней, привезённой в Италию с Черноморского побережья Кавказа! ("Загадка Катерины. Кем была мать Леонардо да Винчи". Вячелав Чирикба, Издательство "Питер", 2018 год).
 
Запись из дневника ученика, поступившего в мастерскую Леонардо 25 марта 1494 года
04.04.2022 11:43
 
 
Тревожные первые дни февраля 1500 года в жизни Леонардо да Винчи и cудьба "Тайной вечери"
04.02.2022 20:34

Отрывок  из книги Дмитрия Мережковского "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи":

"Леонардо в последние дни мятежа, опасаясь пушечной пальбы, которая разрушила несколько соседних домов, переселился в свой погреб, искусно провел в него ночные трубы, устроил очаги и несколько жилых покоев. Как в маленькую крепость, перенесли сюда все, что было ценного в доме: картины, рисунки, рукописи, книги, научные приборы.

В это время окончательно решил он поступить на службу к Чезаре Борджа. Но, прежде чем отправиться в Романью, куда, по условиям заключенного с мессером Агапито договора, Леонардо должен был прибыть не позже летних месяцев 1500 года, намеревался он заехать к старому другу своему Джироламо Мельци, чтобы переждать опасное время войны и бунта на его уединенной вилле Ваприо близ Милана.

Утром 2 февраля, в день Сретения Господня, прибежал к художнику фра Лука Пачоли и объявил, что в замке – наводнение: миланец Луиджи да Порто, бывший на службе у французов, бежал к бунтовщикам и открыл ночью шлюзы каналов, наполнявших крепостные рвы. Вода разлилась, затопила мельницу в парке у стены Рокетты, проникла в подвалы, где хранились порох, масло, хлеб, вино и прочие припасы; так что, если бы французам не удалось с большим трудом спасти от воды некоторую часть их, – голод принудил бы их к сдаче крепости, на что и рассчитывал мессер Луиджи. Во время наводнения соседние с крепостью каналы в низменном предместье Верчельских ворот вышли из берегов и затопили болотистую местность, где находился монастырь делле Грацие. Фра Лука сообщил художнику свои опасения, как бы вода не повредила Тайной Вечери, и предложил пойти осмотреть, цела ли картина.

С притворным равнодушием возразил Леонардо, что ему теперь некогда и что он за Тайную Вечерю не боится, – картина, будто бы, на такой высоте, что сырость не может причинить ей вреда. Но только что Пачоли ушел, Леонардо побежал в монастырь (прим. - "Лука Пачоли, знаменитый математик того времени, написал трактат «О божественной пропорции». Леонардо проиллюстрировал его геометрическими фигурами", Нардини Бруно).

Войдя в трапезную, увидел на кирпичном полу грязные лужи – следы наводнения. Пахло сыростью. Один из монахов сказал, что вода поднялась на четверть локтя.

Леонардо подошел к стене, где была Тайная Вечеря.

Краски оставались по-видимому ясными.

Прозрачные, нежные, не водяные, как в обычной стенописи, а масляные, они были его собственным изобретением. Он приготовил и стену особенным способом: загрунтовал ее слоем глины с можжевельным лаком и олифою, на первый, нижний грунт навел второй – из мастики, смолы и гипса. Опытные мастера предсказывали непрочность масляных красок на сырой стене, сложенной в болотистой низменности. Но Леонардо, со свойственным ему пристрастием к новым опытам, к неведомым путям в искусстве, упорствовал, не обращая внимания на советы и предостережения. От стенописи водяными красками отвращало его и то, что работа на только что наведенной влажной извести требует быстроты и решительности, тех именно свойств, которые были ему чужды. «Малого достигает художник несомневающийся», – утверждал он. Эти необходимые для него сомнения, колебания, поправки, искания ощупью, бесконечная медлительность работы возможны были только в живописи масляными красками.

Наклонившись к стене, он рассматривал в увеличительное стекло поверхность картины. Вдруг в левом нижнем углу, под скатертью стола, за которым сидели апостолы, у ног Варфоломея, увидел маленькую трещину и рядом, на чуть поблекших красках, бархатисто-белый, как иней, налет выступающей плесени.

Он побледнел. Но, тотчас же овладев собой, еще внимательнее продолжал осмотр.

Первый глиняный грунт покоробился вследствие сырости и отстал от стены, приподнимая верхний слой гипса с тонкою корою красок и образуя в ней неуловимые для глаза трещинки, сквозь которые просачивалось выпотение селитренной сырости из ветхих ноздреватых кирпичей.

Участь Тайной Вечери была решена: если самому художнику не суждено было видеть увядания красок, которые могли сохраниться лет сорок, даже пятьдесят, то все же не было сомнения в страшной истине: величайшее из его произведений погибло.

Перед тем чтобы выйти из трапезной, взглянул он в последний раз на лик Христа и – словно теперь только увидев его впервые – вдруг понял, как это произведение ему дорого.

С гибелью Тайной Вечери и Колосса порывались последние нити, которые связывали его с живыми людьми, если не с ближними, по крайней мере, с дальними, теперь одиночество его становилось еще безнадежнее".

Автор картины - предположительно, Франц Трибш (?) / Franz Triebsch (Германия, 1870-1956)

 
Как Леонардо создавал рай на земле - январские события в жизни Леонардо да Винчи
04.02.2022 19:45
13 января 1490 года в миланском замке состоялось представление, основой для которого послужила поэма итальянского поэта Бернардо  Беллинчони "Рай". Нардини Бруно в книге "Жизнь Леонардо" (1978 год издания) пишет:

"В прологе к этой поэме Леонардо да Винчи впервые упоминается как постановщик и театральный художник:

"Вышеозначенное произведение сочинено мессером Бернардо Беллинчони для празднества, вернее, спектакля, именуемого "Рай", по велению синьора Лодовико Моро в честь герцогини Миланской. "Рай" с великой выдумкой и мастерством исполнен был флорентийцем Леонардо да Винчи. Семь планет изображали семеро людей в одеждах поэтичных, и воспевали они достоинства вышепоименованной герцогини Изабеллы, что вы сами увидите из поэмы".

Что же представлял собой "Рай" Леонардо?

Под самый потолок было поднято полушарие с искусно проделанными отверстиями, создававшими иллюзию небосвода. Мощные железные крепления с восемью подвижными рычагами вращали "сферу с восемью ангелами", как писал Вазари,— восемью мальчиками лет десяти, которые стояли на платформах миндалевидной формы. На самой большой платформе периодически поднимался и опускался юноша, изображавший архангела Гавриила.

Один очевидец празднества писал: "Рай" Леонардо имел форму разрезанного пополам яйца, выложенного изнутри золотом и светящегося ярко, наподобие звезд небесных. В семи отверстиях — одни выше, другие ниже — блистали семь планет. И в сем "Раю" беспрестанно звучала музыка сладостная и песни нежнейшие...".

Словом, это было чудо механики, и все зрители были восхищены. Послы папский, французский, неаполитанский, венецианский, феррарский и флорентийский писали правителям, сколь удивителен "Рай" Леонардо".

И далее:

"Рай" Леонардо навсегда запомнился миланцам. Под звуки музыки и пения хитроумный механизм, придуманный еще Брунеллески, вращал в "небе" семь "планет". Огнедышащие кони промчали по сцене колесницу солнца — подлинное чудо техники.

А вот как описывает другой эпизод (ниже он приводится с сокращениями), связанный с этой постановкой (2 января 1497 года), Дмитрий Мережковский в книге "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи" (1900, 1901 год издания):

Гости снова перешли в большую "залу для игры в мяч", где для представления "Рая" Беллинчони воздвигнута была машина, изобретенная придворным механиком Леонардо да Винчи.

Когда уселись по местам и потушили огни, раздался голос Леонардо: – Готово!

Вспыхнула пороховая нить, и в темноте, как ледяные Прозрачные солнца, засияли хрустальные шары, расположенные кругообразно, наполненные водою и освещенные изнутри множеством ярких огней, переливавшихся радугой.

– Посмотрите, – указывала соседке на художника донзелла Эрмеллина, – посмотрите, какое лицо, – настоящий маг! Чего доброго, весь замок подымет на воздух, как в сказке!

– С огнем играть не следует! Долго ли до пожара, – молвила соседка.

В машине за хрустальными шарами спрятаны были черные круглые ящики. Из одного ящика появился ангел с белыми крыльями, возвестил начало представления и, произнося один из стихов пролога – Великий Царь Свои вращает сферы, – указал на герцога, давая понять, что Моро управляет подданными с такою же мудростью, как Бог небесными сферами.

И в то же мгновение шары стали двигаться, вращаясь вокруг оси машины под странные, тихие, необычайно приятные звуки, как будто хрустальные сферы, цепляясь одна за другую, звенели таинственной музыкой, о которой повествуют пифагорейцы. Особые, изобретенные Леонардо, стеклянные колокола, ударяемые клавишами, производили эти звуки.

Планеты остановились, и над каждой из них, по очереди, стали появляться соответственные боги – Юпитер, Аполлон, Меркурий, Марс, Диана, Венера, Сатурн, обращаясь с приветствием к Беатриче.

Гости перешли в другую залу, где ожидало их новое зрелище: запряженные неграми, леопардами, грифонами, кентаврами и драконами, триумфальные колесницы Нумы Помпилия, Цезаря, Августа, Траяна с аллегорическими Картинами и надписями, гласившими о том, что все эти герои – предтечи Моро; в заключение появилась колесница, влекомая единорогами, с огромным глобусом, подобием звездной сферы, на котором лежал воин в железных ржавых латах. 

Золотое дитя с ветвью шелковицы, по-итальянски моро, выходило из трещины в латах воина, что означало смерть старого, Железного, и рождение нового, Золотого Века, благодаря мудрому правлению Моро. K общему удивлению, золотое изваяние оказалось живым ребенком. Мальчик, вследствие густой позолоты, покрывавшей тело его, чувствовал себя нехорошо. В испуганных глазах его блестели слезы. Дрожащим, заунывным голосом начал он приветствие герцогу с постоянно возвращавшимся, однозвучным, почти зловещим припевом: 

Скоро к вам, о люди, скоро, С обновленной красотой, Я вернусь по воле Моро, Беспечальный Век Златой.

Вокруг колесницы Золотого Века возобновился бал. Нескончаемое приветствие надоело всем. Его перестали слушать. А мальчик, стоя на вышке, все еще лепетал золотыми коснеющими губами, с безнадежным и покорным видом". <...>

и далее 

"Он (прим. - Леонардо) подошел к потухшему камину, оглянулся и, удостоверившись, что в зале нет никого, вынул записную книжку, карандаш и начал рисовать, как вдруг заметил в углу камина мальчика, служившего изваянием Золотого Века. Он спал, окоченелый от холода, скорчившись, съежившись, охватив руками колени, опустив на них голову. Последнее дыхание стынущего пепла не могло согреть его золотого тела.

Леонардо тихонько дотронулся до плеча его. Ребенок не поднял головы, только жалобно и глухо простонал. Художник взял его на руки.

Мальчик открыл большие, черно-синие как фиалки, испуганные глаза и заплакал:

-- Домой, домой!..

-- Где ты живешь? Как твое имя?--спросил Леонардо. -- Липпи,-- ответил мальчик.-- Домой, домой! Ой,

тошно мне, холодно... Веки его сомкнулись; он залепетал в бреду:

Скоро к вам, о люди, скоро, С обновленной красотой, Я вернусь по воле Моро, Беспечальный Век Златой.

Сняв с плеч своих накидку, Леонардо завернул в нее ребенка, положил на кресло, вышел в переднюю, растолкал храпевших на полу, напившихся во время суматохи слуг и узнал от одного из них, что Липпи - сын бедного старого вдовца, пекаря на улице Бролетто Ново, который за двадцать скуди отдал ребенка для представления триумфа, хотя добрые люди предупреждали отца, что мальчик может умереть от позолоты.

Художник отыскал свой теплый зимний плащ, надел его, вернулся к Липпи, бережно закутал его в шубу и вышел из дворца, намереваясь зайти в аптеку купить нужных снадобий, отмыть позолоту с тела ребенка и отнести его домой.

Вдруг вспомнил о начатом рисунке, о любопытном выражении отчаяния в лице Моро.

"Ничего,- подумал,- не забуду <...>."

Он почувствовал, что мальчик дрожит от озноба. "Наш Век Золотой",-подумал художник с печальной усмешкой".

Иллюстрация из книги Нардини Бруно

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 2

Последние новости

У нас в школе

2021 at school 45.jpg
at school 34.jpg
at school 44.jpg

[+]
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size