Художественная школа-студия "ЛЕОНАРДО"

 
О Леонардо да Винчи
5 августа 1473 года и первый настоящий пейзаж в истории искусства авторства Леонардо да Винчи
05.08.2022 15:58
Алессандро Веццози (искусствовед, автор множества книг и публикаций, досконально изучивший жизнь и творчество Леонардо да Винчи, создатель и руководитель посвящённого Леонардо Идеального музея в Винчи), в книге "Леонардо да Винчи. Искусство и наука вселенной" пишет:
"... по отношению к своему другу Ботичелли он настроен критически, причем особенно порицает пейзажи, написанные бездумно и поверхностно, словно речь идет о простеньком отпечатке губки, брошенной на стену: “Жалкие пейзажи! Вместе с тем в знаменитом отрывке Трактата о живописи Леонардо говорит, что созерцание пятен на стене стимулирует воображение, поскольку вещи неопределенные пробуждают дух к новым откровениям. Но лишь при одном условии: если ты уже умеешь создавать все части того, что хочешь изобразить. В этой декларации, внешне очень современной и необычайно смелой, провозглашается главенствующая роль мастерства и необходимость tèckne (техники - греч.)

Первое произведение, ставшее заметной вехой в раннем творчестве Леонардо,  Пейзаж Санта-Мария делла Неве, рисунок с автографом, указывающим точную дату создания: 5 августа 1473 года. Его называли первым настоящим пейзажем в истории искусства. На самом деле сиенец Амброджо Лоренцетти за полтора столетия до Леонардо нарисовал два пейзажа на деревянных досках. Эта тема получила также широкое распространение в искусстве Востока. Но у Леонардо появляется совершенно иной ракурс видения родного пейзажа, в который художник включает перспективу замка, силуэт вулканического конуса Монсуммано на горизонте... Кажется, будто рукой его движет воспоминание о лодках, он не проявляет интереса к описанию форм и к породам деревьев, но стремится постичь суть явлений.

Леонардо демонстрирует новое восприятие света, который словно вибрирует благодаря виртуозной штриховке, придающей пейзажу насыщенность и прозрачность. Точно указывая день и прославляя тем самым определенное событие (прим.  5 августа 1473 года, праздник святой Марии в Снегу), Леонардо создает иллюзию выпавшего в августе снега — явления одновременно естественного и необычайного, синтеза двух противоположных природных циклов.

Чарльз Никол в книге Леонардо да Винчи. Загадки гения(2004г., перевод Т. Новиковой 2006г., Издательская группа Азбука-Аттикус, 2016г.) посвящает отдельную главу Мадонне снегов и пишет: 

“... на рисунке изображен воображаемый или идеализированный вид окрестностей Винчи. Здесь есть точные изображения реальных мест, но в действительности подобного вида не существует. Найти и сфотографировать подобную местность невозможно, но, собрав в коллаж несколько снимков местности, вы получите точную копию рисунка Леонардо. Может быть, такой вид можно увидеть, если пролететь над Винчи на дельтаплане (признаюсь, я этого не пробовал), поскольку рисунок более всего напоминает аэрофотосъемку. Это взгляд с высоты птичьего полета: в своем воображении художник взмыл над землей и нарисовал то, что увидел. Вспомните фразу из Туринского кодекса, связанную с полетом птиц: «Движение птицы (другими словами, «большой птицы», или летательной машины) всегда должно быть над облаками, дабы крыло не намокало и дабы имелась возможность открыть больше стран». «Per iscoprire pi? paese»: точно то, что уже было достигнуто тридцатью годами раньше и что нашло свое отражение на рисунке, хранящемся в галерее Уффици.

И ещё: 

...связь между ландшафтом и воспоминанием можно заметить на самой ранней датированной работе Леонардо. Пейзаж, нарисованный чернилами, сегодня хранится в галерее Уффици. Этот рисунок невелик – 7,5 на 11 дюймов, чуть меньше обычного листа формата А4, – но композиция его весьма драматична. Мы видим скалистые утесы и обширные равнины, тянущиеся к холмам, виднеющимся на горизонте. Рисунок напоминает набросок, сделанный с натуры. Штрихи резкие, решительные, иногда почти абстрактные – обратите внимание на деревья в правой части рисунка, – и в то же время пейзаж наполнен удивительно точными деталями: замок над обрывом, крохотные лодочки на реке, водопад. И все это ведет взгляд зрителя к фокусной точке рисунка – холму конической формы, в котором безошибочно узнаются очертания Монсуммано (или Монсомано, как назвал его Леонардо на одной из своих карт). Этот холм находится примерно в 8 милях (13 км) к северо-западу от Винчи. Дорога к Монсуммано проходит через Лампореккьо и Ларчьяно и занимает около двух часов. Это дорога детства Леонардо.

Если конический холм – это Монсуммано, то можно определить и другие детали. Равнина – это болота Фучеккьо, расположенные к юго-западу от Монсуммано. Горы за ними – Ньеволе. Более низкие, пологие холмы – Монте-Карло. И так далее, и так далее.

Все это детали пейзажа, но в то же время (если истолковывать их как карту региона или реальный вид с реального холма) они превращаются в настоящую загадку. Холм Монсуммано можно увидеть из разных точек Монтальбано, но никому еще не удалось найти точку, откуда открывается подобный вид. Я весьма тщательно исследовал этот район и пришел к выводу о том, что такой точки не существует. Главная проблема – замок или укрепленный городок в левой части рисунка. Ни один из окрестных городков на эту роль не подходит – ни Монтеветтолини, ни Ларчьяно, ни Папиано. Все они расположены иначе. Другая сложность заключается в том, что для того, чтобы увидеть болота, окружающие Монсуммано, вы должны находиться где-то на Пизанских холмах. Но если находиться там, очертания Монсуммано будут совершенно иными.

Кстати, знаете ли Вы, с какой знаменитой святыней Рима связана легенда о Снежной мадонне?

 
7 июля 1514 года и геометрические метаморфозы Леонардо
07.07.2022 23:59
Алессандро Веццози - искусствовед и создатель "Идеального Музея Леонардо" в его и своём родном городе Винчи. Он является одним из крупнейших исследователей творчества Леонардо да Винчи. Вот что он пишет в своей книге "Леонардо да Винчи. Искусство и наука вселенной":

"7 июля  1514 года Леонардо находится в 23 часа в своей мастерской в Бельведере, где завершает одну из своих игр в геометрию. В это время он изучает лунки и их поверхность, а также квадратуру круга, ищет связь между геометрическими построениями и их реализацией на примере "трансформации металлических тел" и преобразований моделей (пирамиды, или куба, или воскового цилиндра). Он очень увлечён различными видами преобразований - например, превращением энергии воды, которая вращает водяное колесо, от которого движутся воздушные мехи - в энергию воздушной струи. Или преобразованием периодического движения в постоянное, как в машинах для поднятия тяжестей, или наоборот - как в станках для полировки линз. 

Леонардо применяет свои геометрические этюды к анатомии, к сердечным клапанам и устанавливает связь между геометрическими трансформациями и механическими законами. Его всегда приводили в восторг математические "открытия". 
 
С мая 1504 по май 1506 года Леонардо да Винчи занимался проектом, который стал, по словам Бенвенуто Челлини, "школой для всего света"
17.05.2022 13:40
 
 
15 апреля родился великий Леонардо да Винчи - самый многогранный гений всех времён!
16.04.2022 21:53
"В одном из каменных домов городка Винчи (а все они какого-то грязно-жёлтого оттенка), расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452 года родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения (а может быть, и всех времён) - Леонардо. Исследователь загадочных явлений, создатель тревожащих воображение улыбок, за которыми кроется непознаваемая глубина, и рук, указующих в неизвестность, в горные выси, он казался современникам волшебником. Люди последующих поколений называли его итальянским Фаустом". Так начинает свою книгу "Мир Леонардо" Роберт Уоллэйс. 

В моих воспоминаниях образ Леонардо сливается с образом моего первого школьного учителя рисования, - тогда я не задумывалась, а сейчас мне кажется, что они были неимоверно похожи: борода, волосы, умный и проницательный взгляд из-под нависших бровей, умение спокойно и интересно говорить, терпение, снисходительность к ошибкам других. И всегда в нём чувствовалась какая-то искра, заинтересованность. В кабинете рисования, кстати, висела репродукция Туринского автопортрета Леонардо да Винчи... 

Винчи - это название городка, т.е. Леонардо да Винчи - это, дословно, Леонардо ИЗ Винчи. Но любопытно, и, мне кажется, вовсе не случайно, что "винчи" (vinci - итал.) - это ещё и производная от итальянского глагола "vincere" - "побеждать", "выигрывать". Этим же словом - vincere - назывался орнамент из петелек и лепестков, - такой, как мы видим на вырезе платья Моны Лизы. Об этом пишет Ольга Хорошилова, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, в статье "Шутки Леонардо или что скрывает наряд Моны Лизы", ссылаясь на исследование Элизабетты Ниньеры, "известного историка моды и орнамента эпохи Возрождения, автора книги "I soperchi ornamenti. Copricapi e acconciature femminili neel'Itakia del Quattrocento". Такая же основа для орнамента использована и в "логотипе" / эмблеме школы Леонардо да Винчи. И в росписи "Ослиной Залы" в Милане.  Непомнящий Н.Н. в своей книге "Леонардо да Винчи. Опередивший время" пишет: "На стенах Ослиного зала Леонардо изобразил зелёные кроны ив: их ветви и побеги переплелись самым фантастическим образом, к тому же они опутаны тонкими декоративными ветками, завязанными в бесконечные узлы и петли. Эта картина производит впечатление почти звучащей, как будто это музыкальная фуга. Возможно, Леонардо, который проводил дни и даже недели за рисованием загадочных узлов на бумаге, намеревался выработать собственный символ: одно из значений слова "винчи" - ива".

Возвращаясь к дню рождения Леонардо, - Роберт Уоллэйс пишет в первых строках своей книги о Леонардо как об "исследователе загадочных явлений". Среди интересовавших Леонардо явлений, над которыми он размышлял, - почему течёт вода в реках, откуда берутся окаменелости, из чего состоят минералы,  почему светит Луна, и многие другие. Всё это он исследовал, а результаты записал в 72-страничную тетрадку (18 сдвоенных листочков), получившую название "Трактат о воде, земле и небесных светилах", известный также как "Лестерский Кодекс"  - по фамилии английского лорда, купившего эти записи в 1717 году. А в 1994 году обладателем Кодекса стал Билл Гейтс, приобретя его за рекордную сумму в  30,8 млн долларов. Учёные пришли к мнению, что в некоторые инженерные чертежи, сопровождающие тексты, Леонардо да Винчи сознательно вносил неточности, делая тем самым невозможным функционирование изобретения - в случае, если его записи попадут в чужие руки. Считается, что это первый пример попытки защитить авторское право. Первое резюме, кстати, тоже придумано Леонардо: таковым считается его письмо к миланскому герцогу, в котором он подробно расписывает свой опыт и компетенции. Любопытно, что в первых строках письма Леонардо говорит о себе как о музыканте.

"Загадка Леонардо начинается с его рождения. Он был незаконнорожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно", - пишет дальше Роберт Уоллэйс. Некоторые современные исследователи уверяют, что разгадали эту загадку: профессор Вячеслав Чирикба, например, полагает, что мать Леонардо была абхазской или черкесской рабыней, привезённой в Италию с Черноморского побережья Кавказа! ("Загадка Катерины. Кем была мать Леонардо да Винчи". Вячелав Чирикба, Издательство "Питер", 2018 год).
 
Запись из дневника ученика, поступившего в мастерскую Леонардо 25 марта 1494 года
04.04.2022 11:43
 
 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 3

Последние новости

У нас в школе

2021 at school 46.jpg
at school 34.jpg
at school 30.jpg

[+]
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size