Художественная школа-студия "ЛЕОНАРДО"

 
О Леонардо да Винчи
Тревожные первые дни февраля 1500 года в жизни Леонардо да Винчи и cудьба "Тайной вечери"
04.02.2022 20:34

Отрывок  из книги Дмитрия Мережковского "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи":

"Леонардо в последние дни мятежа, опасаясь пушечной пальбы, которая разрушила несколько соседних домов, переселился в свой погреб, искусно провел в него ночные трубы, устроил очаги и несколько жилых покоев. Как в маленькую крепость, перенесли сюда все, что было ценного в доме: картины, рисунки, рукописи, книги, научные приборы.

В это время окончательно решил он поступить на службу к Чезаре Борджа. Но, прежде чем отправиться в Романью, куда, по условиям заключенного с мессером Агапито договора, Леонардо должен был прибыть не позже летних месяцев 1500 года, намеревался он заехать к старому другу своему Джироламо Мельци, чтобы переждать опасное время войны и бунта на его уединенной вилле Ваприо близ Милана.

Утром 2 февраля, в день Сретения Господня, прибежал к художнику фра Лука Пачоли и объявил, что в замке – наводнение: миланец Луиджи да Порто, бывший на службе у французов, бежал к бунтовщикам и открыл ночью шлюзы каналов, наполнявших крепостные рвы. Вода разлилась, затопила мельницу в парке у стены Рокетты, проникла в подвалы, где хранились порох, масло, хлеб, вино и прочие припасы; так что, если бы французам не удалось с большим трудом спасти от воды некоторую часть их, – голод принудил бы их к сдаче крепости, на что и рассчитывал мессер Луиджи. Во время наводнения соседние с крепостью каналы в низменном предместье Верчельских ворот вышли из берегов и затопили болотистую местность, где находился монастырь делле Грацие. Фра Лука сообщил художнику свои опасения, как бы вода не повредила Тайной Вечери, и предложил пойти осмотреть, цела ли картина.

С притворным равнодушием возразил Леонардо, что ему теперь некогда и что он за Тайную Вечерю не боится, – картина, будто бы, на такой высоте, что сырость не может причинить ей вреда. Но только что Пачоли ушел, Леонардо побежал в монастырь (прим. - "Лука Пачоли, знаменитый математик того времени, написал трактат «О божественной пропорции». Леонардо проиллюстрировал его геометрическими фигурами", Нардини Бруно).

Войдя в трапезную, увидел на кирпичном полу грязные лужи – следы наводнения. Пахло сыростью. Один из монахов сказал, что вода поднялась на четверть локтя.

Леонардо подошел к стене, где была Тайная Вечеря.

Краски оставались по-видимому ясными.

Прозрачные, нежные, не водяные, как в обычной стенописи, а масляные, они были его собственным изобретением. Он приготовил и стену особенным способом: загрунтовал ее слоем глины с можжевельным лаком и олифою, на первый, нижний грунт навел второй – из мастики, смолы и гипса. Опытные мастера предсказывали непрочность масляных красок на сырой стене, сложенной в болотистой низменности. Но Леонардо, со свойственным ему пристрастием к новым опытам, к неведомым путям в искусстве, упорствовал, не обращая внимания на советы и предостережения. От стенописи водяными красками отвращало его и то, что работа на только что наведенной влажной извести требует быстроты и решительности, тех именно свойств, которые были ему чужды. «Малого достигает художник несомневающийся», – утверждал он. Эти необходимые для него сомнения, колебания, поправки, искания ощупью, бесконечная медлительность работы возможны были только в живописи масляными красками.

Наклонившись к стене, он рассматривал в увеличительное стекло поверхность картины. Вдруг в левом нижнем углу, под скатертью стола, за которым сидели апостолы, у ног Варфоломея, увидел маленькую трещину и рядом, на чуть поблекших красках, бархатисто-белый, как иней, налет выступающей плесени.

Он побледнел. Но, тотчас же овладев собой, еще внимательнее продолжал осмотр.

Первый глиняный грунт покоробился вследствие сырости и отстал от стены, приподнимая верхний слой гипса с тонкою корою красок и образуя в ней неуловимые для глаза трещинки, сквозь которые просачивалось выпотение селитренной сырости из ветхих ноздреватых кирпичей.

Участь Тайной Вечери была решена: если самому художнику не суждено было видеть увядания красок, которые могли сохраниться лет сорок, даже пятьдесят, то все же не было сомнения в страшной истине: величайшее из его произведений погибло.

Перед тем чтобы выйти из трапезной, взглянул он в последний раз на лик Христа и – словно теперь только увидев его впервые – вдруг понял, как это произведение ему дорого.

С гибелью Тайной Вечери и Колосса порывались последние нити, которые связывали его с живыми людьми, если не с ближними, по крайней мере, с дальними, теперь одиночество его становилось еще безнадежнее".

Автор картины - предположительно, Франц Трибш (?) / Franz Triebsch (Германия, 1870-1956)

 
Как Леонардо создавал рай на земле - январские события в жизни Леонардо да Винчи
04.02.2022 19:45
13 января 1490 года в миланском замке состоялось представление, основой для которого послужила поэма итальянского поэта Бернардо  Беллинчони "Рай". Нардини Бруно в книге "Жизнь Леонардо" (1978 год издания) пишет:

"В прологе к этой поэме Леонардо да Винчи впервые упоминается как постановщик и театральный художник:

"Вышеозначенное произведение сочинено мессером Бернардо Беллинчони для празднества, вернее, спектакля, именуемого "Рай", по велению синьора Лодовико Моро в честь герцогини Миланской. "Рай" с великой выдумкой и мастерством исполнен был флорентийцем Леонардо да Винчи. Семь планет изображали семеро людей в одеждах поэтичных, и воспевали они достоинства вышепоименованной герцогини Изабеллы, что вы сами увидите из поэмы".

Что же представлял собой "Рай" Леонардо?

Под самый потолок было поднято полушарие с искусно проделанными отверстиями, создававшими иллюзию небосвода. Мощные железные крепления с восемью подвижными рычагами вращали "сферу с восемью ангелами", как писал Вазари,— восемью мальчиками лет десяти, которые стояли на платформах миндалевидной формы. На самой большой платформе периодически поднимался и опускался юноша, изображавший архангела Гавриила.

Один очевидец празднества писал: "Рай" Леонардо имел форму разрезанного пополам яйца, выложенного изнутри золотом и светящегося ярко, наподобие звезд небесных. В семи отверстиях — одни выше, другие ниже — блистали семь планет. И в сем "Раю" беспрестанно звучала музыка сладостная и песни нежнейшие...".

Словом, это было чудо механики, и все зрители были восхищены. Послы папский, французский, неаполитанский, венецианский, феррарский и флорентийский писали правителям, сколь удивителен "Рай" Леонардо".

И далее:

"Рай" Леонардо навсегда запомнился миланцам. Под звуки музыки и пения хитроумный механизм, придуманный еще Брунеллески, вращал в "небе" семь "планет". Огнедышащие кони промчали по сцене колесницу солнца — подлинное чудо техники.

А вот как описывает другой эпизод (ниже он приводится с сокращениями), связанный с этой постановкой (2 января 1497 года), Дмитрий Мережковский в книге "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи" (1900, 1901 год издания):

Гости снова перешли в большую "залу для игры в мяч", где для представления "Рая" Беллинчони воздвигнута была машина, изобретенная придворным механиком Леонардо да Винчи.

Когда уселись по местам и потушили огни, раздался голос Леонардо: – Готово!

Вспыхнула пороховая нить, и в темноте, как ледяные Прозрачные солнца, засияли хрустальные шары, расположенные кругообразно, наполненные водою и освещенные изнутри множеством ярких огней, переливавшихся радугой.

– Посмотрите, – указывала соседке на художника донзелла Эрмеллина, – посмотрите, какое лицо, – настоящий маг! Чего доброго, весь замок подымет на воздух, как в сказке!

– С огнем играть не следует! Долго ли до пожара, – молвила соседка.

В машине за хрустальными шарами спрятаны были черные круглые ящики. Из одного ящика появился ангел с белыми крыльями, возвестил начало представления и, произнося один из стихов пролога – Великий Царь Свои вращает сферы, – указал на герцога, давая понять, что Моро управляет подданными с такою же мудростью, как Бог небесными сферами.

И в то же мгновение шары стали двигаться, вращаясь вокруг оси машины под странные, тихие, необычайно приятные звуки, как будто хрустальные сферы, цепляясь одна за другую, звенели таинственной музыкой, о которой повествуют пифагорейцы. Особые, изобретенные Леонардо, стеклянные колокола, ударяемые клавишами, производили эти звуки.

Планеты остановились, и над каждой из них, по очереди, стали появляться соответственные боги – Юпитер, Аполлон, Меркурий, Марс, Диана, Венера, Сатурн, обращаясь с приветствием к Беатриче.

Гости перешли в другую залу, где ожидало их новое зрелище: запряженные неграми, леопардами, грифонами, кентаврами и драконами, триумфальные колесницы Нумы Помпилия, Цезаря, Августа, Траяна с аллегорическими Картинами и надписями, гласившими о том, что все эти герои – предтечи Моро; в заключение появилась колесница, влекомая единорогами, с огромным глобусом, подобием звездной сферы, на котором лежал воин в железных ржавых латах. 

Золотое дитя с ветвью шелковицы, по-итальянски моро, выходило из трещины в латах воина, что означало смерть старого, Железного, и рождение нового, Золотого Века, благодаря мудрому правлению Моро. K общему удивлению, золотое изваяние оказалось живым ребенком. Мальчик, вследствие густой позолоты, покрывавшей тело его, чувствовал себя нехорошо. В испуганных глазах его блестели слезы. Дрожащим, заунывным голосом начал он приветствие герцогу с постоянно возвращавшимся, однозвучным, почти зловещим припевом: 

Скоро к вам, о люди, скоро, С обновленной красотой, Я вернусь по воле Моро, Беспечальный Век Златой.

Вокруг колесницы Золотого Века возобновился бал. Нескончаемое приветствие надоело всем. Его перестали слушать. А мальчик, стоя на вышке, все еще лепетал золотыми коснеющими губами, с безнадежным и покорным видом". <...>

и далее 

"Он (прим. - Леонардо) подошел к потухшему камину, оглянулся и, удостоверившись, что в зале нет никого, вынул записную книжку, карандаш и начал рисовать, как вдруг заметил в углу камина мальчика, служившего изваянием Золотого Века. Он спал, окоченелый от холода, скорчившись, съежившись, охватив руками колени, опустив на них голову. Последнее дыхание стынущего пепла не могло согреть его золотого тела.

Леонардо тихонько дотронулся до плеча его. Ребенок не поднял головы, только жалобно и глухо простонал. Художник взял его на руки.

Мальчик открыл большие, черно-синие как фиалки, испуганные глаза и заплакал:

-- Домой, домой!..

-- Где ты живешь? Как твое имя?--спросил Леонардо. -- Липпи,-- ответил мальчик.-- Домой, домой! Ой,

тошно мне, холодно... Веки его сомкнулись; он залепетал в бреду:

Скоро к вам, о люди, скоро, С обновленной красотой, Я вернусь по воле Моро, Беспечальный Век Златой.

Сняв с плеч своих накидку, Леонардо завернул в нее ребенка, положил на кресло, вышел в переднюю, растолкал храпевших на полу, напившихся во время суматохи слуг и узнал от одного из них, что Липпи - сын бедного старого вдовца, пекаря на улице Бролетто Ново, который за двадцать скуди отдал ребенка для представления триумфа, хотя добрые люди предупреждали отца, что мальчик может умереть от позолоты.

Художник отыскал свой теплый зимний плащ, надел его, вернулся к Липпи, бережно закутал его в шубу и вышел из дворца, намереваясь зайти в аптеку купить нужных снадобий, отмыть позолоту с тела ребенка и отнести его домой.

Вдруг вспомнил о начатом рисунке, о любопытном выражении отчаяния в лице Моро.

"Ничего,- подумал,- не забуду <...>."

Он почувствовал, что мальчик дрожит от озноба. "Наш Век Золотой",-подумал художник с печальной усмешкой".

Наша иллюстрация к истории (автор - Лера Юн, 15 лет, 10й год обучения)

Иллюстрация из книги Нардини Бруно

 
Декабрь 1490 года и грандиозные планы Леонардо по отливке уникальной конной статуи Il Cavallo
08.12.2021 22:39
"Среди записей Леонардо, датированных 20 декабря 1490 года, есть одна, свидетельствующая, что он готов приступить к литью", - пишет Роберт Уоллэйс в книге "Мир Леонардо".

"Из-за громадных размеров конной статуи Франческо Сфорца - в завершённом виде она была бы высотой 8 метров, - Леонардо решил отливать её частями.  Перед нами эскиз замысловатого каркаса из железных полос. Его назначение - укрепить  литейную форму для головы и шеи лошади."

"Многие исследователи сомневались в том, были ли у Леонардо детальные планы реализации замысла отливки колоссальной конной статуи Франческо Сфорца. Но в 1965 году в Мадридской национальной библиотеке было обнаружено семьсот страниц записных книжек, считавшихся давно утерянными. В них находились, в частности, и эти эскизы: конструкция для поддержания тяжёлой литейной формы туловища коня, оказанная в разрезе; конструкция для поворачивания формы на бок, подготовленная для заливки расплавленной бронзы".

"Статуя в самом деле не была отлита, но, по сведениям, не технические трудности помешали Леонардо осуществить свой замысел. Одна заключалась в том, что приблизительно 90 тонн металла, быстро расплавленного и доведенного до очень высокой температуры, будут остывать неравномерно. Эту проблему Леонардо взялся решить, спроектировав систему множественных горнов. Во фрагментарном трактате, названном "О весе", он детально разработал вопрос равновесия: на рисунках видны железные скрепы внутри полой конструкции статуи. Следует заметить, что знаний у него было достаточно, чтобы выполнить подобное задание.

В конце концов Леонардо оставил идею коня, вставшего на дыбы, и предпочел ей обычного шагающего из совершенно других соображений. Статуя признана была увековечить память о героическом отце Лодовико Сфорца. Если бы конь стоял на задних ногах, то все взгляды были бы прикованы именно к нему, но не к наезднику. Более чем через столетие после смерти Леонардо похожая идея была воплощена в жизнь в Испании художником Пьетро Такка, создавшим в 1640 году конную статую короля Филиппа IV. Проблемы статики были решены для него ученым Галилео, расчеты которого были очень близки расчетам Леонардо. Однако что-то действительно близкое к замыслу Леонардо было воплощено в жизнь только в 1782 году, когда Этьенн Морис Фальконе создал в Санкт-Петербурге своего знаменитого коня — памятник Петру I. Статуя Такка, хотя и была первой работой такого рода, имела позу застывшую и скованную; статуя Фальконе, в отличие от нее, полна динамики и одухотворения, что наверняка понравилось бы Леонардо. И все же вплоть до наших дней ничего равного Леонардову замыслу не создано".

Что поражает в этом хоть и не реализованном в бронзе проекте, - так это подтверждённый факт абсолютно верных расчётов Леонардо! Паоло Галлуцци (род. 1942г.), итальянский исследователь науки, возглавлявший Институт и музей истории науки во Флоренции (https://www.museogalileo.it/enна протяжении почти 40 лет (с 1982 по 2021 год), говорит: "Как можно обработать за один раз такое огромное количество расплавленной бронзы, да еще и уравновесить огромную лошадь, стоящую всего на трех ногах и весившую много тонн? Ответы смогло дать нам компьютерное моделирование, основанное на расчетах да Винчи, которые дошли до наших дней в его рукописях".

Текст ниже воспроизводится по материалам статьи Юлии Минеевой / Infox.ru (от 06 марта 2010 года):

"Да Винчи рассчитал все точно

Команда специалистов во главе с Галлуцци смогла рассчитать, что бронзовая статуя высотой в 7,3 м и весом в 70 т могла быть успешно отлита за один прием, и на это ушло бы всего 165 секунд. Да Винчи собирался произвести отливку лошади в специальной яме глубиной в 20 м. "Проект был вполне осуществим. Причем в обоих вариантах, составленных да Винчи, – бронзовую статую могли отлить как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Однако ему бы пришлось отказаться от отливки лошади в положении вверх ногами", -- рассказал Галлуцци.

Для создания статуи гарцующей лошади да Винчи воспользовался так называемым непрямым методом литья. Его хорошо знали древние греки еще с VII века до н. э., однако художникам Ренессанса он был неизвестен, так как до них не дошло ни одного описания античной технологии.

Чтобы получить идеальную температуру и соблюсти правильное время выплавки, да Винчи изобрел специальную печь. "Отделения этой печи открывались в заданной последовательности. Система контролировалась пиротехническими датчиками, которые вспыхивали, когда расплавленная бронза достигала их, и подавали таким образом сигнал, что нужно открывать следующее отделение печи", -- рассказал Галлуцци.

Леонардо да Винчи также точно рассчитал положение всех критических точек статуи и точное время, когда расплавленная бронза вытекала из печи в приготовленную литейную форму. "Компьютерная модель показала, что все действия были тщательным образом подготовлены. Оказалось, что самые важные части статуи, в которые расплавленный металл поступал быстрее всего, были теми точками, которые играли наименьшую роль для сохранения равновесия будущей статуи", - рассказал Алессандро Инкогнито (Alessandro Incognito), глава компании XC Engineering (https://www.xceng.com/en/), которая занималась моделированием процесса отливки.

Созданная трехмерная модель продемонстрировала, что расплавленная бронза должна была заполнить литейную форму будущей статуи быстрее, чем за 165 секунд, а для получения нужного результата потребовалось бы 70 т металла – именно столько, сколько рассчитал да Винчи.

Согласно мнению Алессандро Веццози (прим. - итальянский искусствовед, исследователь творчества Леонардо, родился в 1950), главы Идеального музея (https://www.museoleonardo.it), расположенного в городе Винчи, где великий художник родился в 1452 году, проведенное исследование освещает те аспекты, которые невозможно изучить с помощью методологии традиционных исторических изысканий. "Это интересный подход к истории: здесь объединились современные технологические достижения и исторические источники", - отметил он".

Больше о жизни и работе Леонардо да Винчи в Милане - писала ранее здесь по горячим следам из своего путешествия
 
К ноябрю 1493 года Леонардо закончил полномасштабную модель своей знаменитой конной статуи
05.11.2021 19:06
По материалам книги Роберта Уоллэйса "Мир Леонардо" (1997 год издания):

"К ноябрю 1493 года Леонардо закончил полномасштабную модель шагающей лошади без всадника. Она была выставлена на всеобщее обозрение во время свадебных торжеств одного из членов семейства Сфорца. Произведение было грандиозным и значительным; Леонардо вмиг стал знаменитым, и скоро его слава распространилась по всей Италии. Ни "Поклонение волхвов", ни "Мадонна в скалах" луврского варианта не принесли ему такой известности, как эта модель лошади, наверняка превосходно исполненная и действительно поражающая своими размерами. Но все же это была только модель и ничего больше, и именно она, по иронии судьбы, принесла ему в сорок один год известность, которой он так долго добивался. О красоте и мощи лошади мы можем судить по сохранившимся рисункам: чрезвычайно точные и вместе с тем глубоко экспрессивные и романтичные, они могут быть названы самыми прекрасными произведениями искусства, которые только способен создать художник".

Но, к счастью, не только по сохранившимся рисункам! С момента написания книги Робертом Уоллэйсом в Милане успел появиться удивительный инновационный исследовательский центр Leonardo3 Museum. Они максимально глубоко и предметно изучают творческое наследие Леонардо да Винчи и создали потрясающую коллекцию изобретений (и не только) по чертежам мастера. На их сайте (https://www.leonardo3.net) - потрясающие фотографии с описаниями проделанной работы. Здесь можно увидеть и знаменитого коня - Cavallo, - результат огромной исследовательской работы L3 по изучению оригинальных записей и чертежей Леонардо да Винчи, по созданию трёхмерных компьютерных моделей и по фактической реконструкции и воссозданию удивительного творческого наследия Леонардо из всех областей его деятельности! Фотографировать на выставке в Милане, где я увидела вдохновляющие результаты работы L3, было запрещено, фотографии с сайта использовать тоже нельзя, поэтому зайдите по ссылке, - это точно заслуживает внимания!

Возвращаясь к Роберту Уоллэйсу:
"История знаменитой модели коротка и печальна. Лодовико Сфорца начал собирать бронзу, которая требовалась на отливку, но в 1494 году ему пришлось отослать всю эту бронзу своему сводному брату Эрколю д'Эсте, чтобы тот отлил из нее пушки. Несколько лет модель стояла в Милане, считаясь одним из сокровищ итальянского мира. Но в 1499 году, когда французы захватили город, отряд гасконских стрелков, воодушевленный своей победой и ломбардским вином, использовал ее в качестве мишени. Стрелы гасконцев проделали в статуе множество дыр, сквозь которые начала проникать вода; несколько дождливых и морозных сезонов — и великая лошадь развалилась на части".

Рымаренко О.С. в книге "Леонардо да Винчи. Жизнь и открытия" (2013г.) пишет: 
"Несмотря на то, что статуя коня так и не была завершена, даже в виде глиняной модели она поражала своими огромными размерами <...>. Недаром произведение да Винчи стали называть "чудовище" или "конь Апокалипсиса". Помимо впечатляющих размеров статуя также отличалась тонкостью линий и тщательной проработкой мельчайших деталей. При работе Леонардо использовал правило контрапоста, при котором конечности противопоставлялись друг другу, создавая эффект движения". 

 
Осенью 1516 года 61-летний Леонардо перебирается верхом на муле через Альпы
01.10.2021 13:05
Осенью в далёком 1516 году, когда Леонардо да Винчи был уже 61 год, он переехал верхом на муле через Альпы. Ехал он по приглашению французского короля Франциска в Амбуаз, неподалёку от которого поселится в подаренном ему королём замке Кло-Лосе. Сейчас там - замечательный музей, посвящённый Леонардо да Винчи https://www.vinci-closluce.com , с воссозданными интерьерами.  Здесь даже можно увидеть и услышать самого Леонардо, а иногда и пообщаться с ним: помимо голограммы, в музее периодически проходят театрализованные перфомансы.

Cлева - картина-иллюзия художника Сандро Дель-Прета, которая называется "С уважением к Леонардо да Винчи", - одна из немногих картин, посвящённых этому эпизоду из жизни Леонардо. В 61 год, с тремя картинами, на муле художник перебирается через Альпы, чтобы поселиться во Франции. 
              

Так описывает эти события Н.Н. Непомнящий в своей книге "Пути Леонардо. От Тосканы до Луары":

"Франциск 1 оказывал Леонардо всяческие почести и присвоил ему титул "первого живописца, архитектора и инженера короля". Он предоставил художнику свое жилище, назначил ему княжеский пансион в 700 золотых экю в год и платил за картины, не требуя взамен ничего, кроме удовольствия общаться с художником. Такое удовольствие король будет получать почти ежедневно. Окруженный заботами короля и его сестры Маргариты Наваррской, Леонардо мог свободно предаваться мечтам, думать, работать. Здесь он счастливо провел три последних года своей жизни, занимаясь живописью и реализуя свои самые разные проекты.

Бенвенуто Челлини, который приехал во Францию значительно позже этих лет, передает легенду, бытовавшую при дворе, что король своими постоянными беседами просто не давал Леонардо работать. И тот же Бенвенуто сохранил отзыв короля о Леонардо. "Не думаю, — говорил, по словам Челлини, Франциск, — что на свете был когда-нибудь человек, знавший столько, сколько Леонардо. И не только в области скульптуры, живописи и архитектуры. Он был еще величайшим философом".

Когда Леонардо посетил однажды кардинал Луиджи д'Арагона и попросил показать какие-нибудь работы, тот показал три картины: одна была "Святая Анна", другая — портрет флорентийской дамы, возлюбленной Джулиано Медичи, который Джулиано, собираясь жениться, подарил Леонардо; третьей был "Иоанн Креститель". Все три картины он привез с собой из Италии".

Вы же догадались, о какой картине с изображением флорентийской дамы здесь идёт речь? :)

Красиво описывает этот эпизод Дмитрий Мережковский в своей книге "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи":

"Дорога, особенно в это время года, была трудная – через Пьемонт на Турин, долиной притока По, Дориа-Рипария, потом сквозь горный проход между Мон-Табором и Мон-Сенисом. Из местечка Бордонеккиа выехали ранним, еще темным утром, чтобы добраться до перевала засветло. Верховые и вьючные мулы, стуча копытами и позвякивая бубенчиками, взбирались узкою тропинкою по краю пропасти. Внизу, в долинах, обращенных к полдню, уже пахло весною, а на высоте была еще зима. Но в сухом и редком безветренном воздухе холод был мало чувствителен. Утро чуть брезжило. В пропастях, где призрачно белели, как сталактиты, струи замерзших водопадов и черные верхушки елей по ребрам стремнин торчали из-под снега шершавою щетиною, – лежали тени ночи. А вверху, на бледном небе, снежные громады Альп уже яснели, как будто изнутри освещенные. На одном из поворотов Леонардо спешился: ему хотелось поближе взглянуть на горы. Узнав от проводников, что боковая пешеходная тропинка, еще более узкая и трудная, ведет к тому же месту, как и проезжая для мулов, он стал взбираться вместе с Франческо (прим.: Франческо Мельци) на соседнюю кручу, откуда видны были горы. Когда умолкли бубенчики, сделалось так тихо, как бывает только на самых высоких горах. Путникам слышались удары собственного сердца да изредка протяжный гул обвала, подобный гулу грома, повторяемый многоголосыми откликами. Они карабкались все выше и выше". 

Вот как мы представили этот исторический эпизод в нашей большой серии, посвящённой Леонардо да Винчи (автор работы - Вероника Мелешкина, 12 лет (3й год обучения в "ЛЕОНАРДО"):

Данная работа, как и все наши творческие серии, является авторской @ и является частью нашего большого исследовательского проекта по истории искусства, копирование и воспроизведение любым способом запрещены.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 Следующая > Последняя >>

Страница 2 из 3

Последние новости

У нас в школе

2021 at school 45.jpg
at school 34.jpg
at school 32.jpg

[+]
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size