Художественная школа-студия "ЛЕОНАРДО"

 
Новости школы
Обзор главного события лета 2015 и отчёт с места событий: крупнейшая выставка, посвященная Леонардо да Винчи, в Милане. По следам великого гения.
01.07.2015 14:53

Самое главное событие этого лета в мире искусства — выставка «Леонардо да Винчи: 1452-1519. Картина мира», которая проходит до 19 июля в Палаццо Реале в Милане (музей Палаццо Реале, площадь Дуомо 12, www.skiragrandimostre.it/leonardo).


Выставка открылась еще 15 апреля, в день рождения художника. Это самая большая в Италии после II мировой войны ретроспективная выставка, посвящённая творчеству Леонардо да Винчи. Организованная властями Милана, выставка 2015г охватывает все периоды и сферы творчества великого художника, условно разделив их на 12 тем: «Рисунок как основа», «Природа и искусство живописи», «Синтез искусств», «Античность», «Анатомия и физиономика: движения души», «Изобретения и механика», «Мечта», «Реальность и утопия», «Единство знания», «Небесам и земле: изображения священного», «Слава и признание: последователи и Трактат о живописи», «Миф».


Специально к выставке было разработано революционное приложение «Being Leonardo da Vinci» Быть Леонардо да Винчи») для IOS и Android: интерактивные образы, исторические реконструкции и впечатление полного погружения во времена Ренессанса. Вы станете Леонардо да Винчи и проникните в его воображение, воспроизведенное в 3D. Удивительный виртуальный опыт знакомства с Леонардо да Винчи предлагает еще одно изобретение — Samsung Gear VR, - очки, одетые в специальной комнате в конце Вашего путешествия по выставке, перенесут Вас в мир Леонардо да Винчи.

Вообще в Милане много мест, посвященных Леонардо да Винчи: сюда он приехал в 1482 году из Флоренции. Тогда Милан был одним из самых богатых городов. Правил городом герцог Людовико Сфорца, содержавший свою армию, страстно любивший музыку и живопись и тративший огромные деньги, устраивая пышные праздники и покупая произведения искусства. Известно, что впервые Леонардо да Винчи предстал перед герцогом как музыкант: он играл на лютне, причем инструмент, который он сам изобрёл, и рисунки которого сохранились, был сделан из конского черепа и оправлен серебром; форма инструмента была выбрана не случайно: полость черепа давала хороший резонанс и усиливала звук. Сохранилось письмо, написанное Леонардо да Винчи герцогу, в котором он описывает свои способности как военного инженера, изобретателя и художника. 

Людовико Сфорца оценил резюме великого мастера и принял его на службу, а сам герцог вошел в историю как покровитель гения. В Милане начался самый длительный (17 лет) спокойный период жизни и творчества великого гения, и он стал самым плодотворным.


Уже в своем письме к Людовико Леонардо предлагал ему выполнить конную статую его отца — кондотьера Франческо Сфорца. К работе над статуей, которую он, а вслед за ним и его друзья, называют "Колоссом", Леонардо приступил сразу же после приезда в Милан. По своему обыкновению, он начал грандиозные предварительные штудии — изучал анатомию лошадей и античные конные статуи, рисовал бесчисленные варианты, думал о техническом выполнении.


«Конь» Леонардо в Милане

Леонардо поставил себе задачу, явно выходящую за пределы всего виденного до него. Не только по художественному замыслу и выполнению, но и по размерам памятник должен был поражать. Леонардо задумал создать огромную статую коня, вставшего на дыбы. Но из-за технических трудностей он изменил свой замысел и создал глиняную восьмиметровую по высоте глиняную модель шагающего коня, пока еще без всадника. Процесс подготовки к созданию гипсовой модели оказался долгим. Леонардо постоянно отвлекали для строительства военных укреплений, для организации торжеств, да и сам он был настолько разносторонним, что попросту не мог посвятить себя одному лишь занятию. В Милане Леонардо рисует «Мадонну в гроте» и разрабатывает летательный аппарат, разбирает анатомию черепа и делает фрески в герцогском замке… Только в ноябре 1493 году на площади Кастелло во время свадебных торжеств семейства Сфорца гигантская статуя была выставлена на всеобщее обозрение. Зрелище потрясло всех, кому посчастливилось увидеть его. Вазари писал об этом: «те, кто видел огромную глиняную модель…утверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного». На статую приезжали посмотреть из других городов и даже из соседних стран. Именно эта работа и сделала Леонардо по-настоящему знаменитым. Однако грандиозная модель была создана всего лишь из глины. Для воплощения замыслов в бронзе потребовалось гигантское количество сплава, в городе стали собирать пожертвования на его закупку. Отливка фигуры отдалялась, тем более сам Леонардо все больше углублялся в работу над своей «Тайной вечерей». К тому же оказалось, что расплавленный для скульптуры металл не сможет равномерно охлаждаться. Леонардо для решения проблемы вынужден был сконструировал систему особых лесов и подъемных приспособлений, а также систему множественных горнов, только подтвердив свою разносторонность и гениальность. Уже в наши дни, компания XC Engineering смоделировала на основе заметок и чертежей Леонардо да Винчи литейные процессы, дабы проверить расчеты Леонардо. Динамическая 3D-модель продемонстрировала, что расплавленная бронза свободно могла бы заполнить предлагаемые Леонардо формы, необходимые для такой статуи, причём всего за 165 секунд или даже меньше. Вес металла при этом составил бы именно столько, сколько рассчитал Леонардо. Работа, которая сейчас кажется немыслимой для 15 века, длилась пятнадцать лет. Леонардо бесконечно экспериментировал и не решался приступить к отливке, пока политическое положение было благоприятным, и Милан с его властителем Лодовико Моро был на гребне волны. Когда же художник решился приступить к работе, политическое положение резко изменилось, стало не до грандиозных художественных начинаний. То громадное количество бронзы, которое должно было пойти на памятник и которое с колоссальными хлопотами в результате беспрерывных просьб Леонардо удалось собрать (для того чтобы отлить статую, требовалось около 90 тонн бронзы!), начало растрачиваться на отливку все более нужных орудий и просто продаваться, так как недостаток в деньгах давал себя чувствовать особенно остро. Собранный металл был отправлен в 1494 году герцогом своему сводному брату, Эркюлю д’Эсте, дабы тот отлил необходимые для войны пушки. А в 1499 году в Милане вспыхнул бунт. Горожане, недовольные правлением своего герцога, впустили в город войска французского короля Людовика XII. Гасконские стрелки, воодушевленные победой и вином, не стали слушать просьбы горожан о неприкосновенности фигуры. Статуя была использована ими в качестве мишени. В результате в глиняной фигуре образовалось множество дыр от стрел, туда стала проникать вода. И грандиозная лошадь развалилась на куски. Город лишился не только своего главного памятника, но и своего гения - Леонардо покидает Милан.


В 1997 году специальный авиарейс из Нью-Йорка в Милан привез странный и диковинный груз — скульптуру коня, которая вскоре стала одним из символов города. Полученная фигура была необычайно красива, все анатомические подробности лошади тщательно соблюдены. Внушало уважение и размеры статуи – без пьедестала она составляла около 7,5 метров. С тех пор статуя, а это не что иное как восстановленная копия разрушенной некогда гениальной работы Леонардо да Винчи, стоит в парке около ипподрома Сен-Сиро. Созданием этой статуи мы обязаны Чарльзу Денту, бывшему военному летчику и любителю скульптуры. В 1977 году в Америке он прочел историю этой работы Леонардо в «Национальной географии». Рассказ взволновал его, к тому же в варварстве французских стрелков он увидел параллели с действиями авиации США, разбомбившей в Италии в годы войны немало исторических ценностей. В библиотеке Мадрида Дент сумел отыскать настоящие эскизы коня, выполненные рукой гения. Американец решил собрать пожертвования и отлить бронзовую скульптуру лошади точь-в-точь, какой ее планировал Леонардо. Для этого им была даже создана компания с логичным названием Leonardo da Vinci’s Horse, Inc. К тому же Дент планировал вернуть статую в Милан, как бы частично компенсировав городу и стране потери от войн. Этой идее меценат посвятил всю оставшуюся жизнь. Чарльз Дент так и не успел увидеть конечных плодов своей работы, он скончался в 1994 году. К тому времени была уже создана модель коня в натуральную величину, однако по мнению специалистов она требовала доработки. Окончательно модель была готова к 1997 году, последние штрихи были нанесены американкой Ниной Акумо, также вдохновившейся идеей возрождения шедевра. По готовой модели и был отлит бронзовый конь весом в 13 тонн и ростом в 7,5 метров, а стоимость проекта составила около 2,5 миллионов долларов. Хотя Дент, следуя планам Леонардо, и хотел водрузить коня на площади Кастелло перед дворцом Сфорца, но городские власти решили расположить коня около ипподрома.

На Миланский период приходится и творческий расцвет Леонардо-живописца.

Живопись Миланского периода

В Милане была создана "Мадонна в скалах" (1483-94, Лувр, Париж; 2-й вариант - 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), поражающая излюбленной Леонардо да Винчи тончайшей светотенью ("сфумато"); персонажи представлены здесь в окружении причудливого скалистого пейзажа, в котором отражены геологические наблюдения Леонардо да Винчи. Заказ на эту картину (это первая большая композиция мастера) Леонардо да Винчи получил в Милане 25 апреля 1483; вместе с братьями Амброджо и Эванджелистой де Предис он должен был исполнить алтарную картину для капеллы Непорочного зачатия в церкви Сан-Франческо. Текст договора сохранился полностью: в нем указан срок исполнения – немногим больше года, стоимость и количество красок и золота, тематика и небольшая оплата. По обыкновению, Леонардо в срок работу не исполнил, но картину уже можно было продемонстрировать заказчикам, и мастер потребовал оплату, однако ничего не получил, так как монахи сочли условия договора нарушенными. Леонардо забрал картину и более чем на двадцать лет (до 1507) оказался втянут в судебные разбирательства.

По мнению многих исследователей в своих «мадоннах» Леонардо отображал образ матери, с которой он был разлучен в раннем детстве. В дневнике Леонардо Миланского периода есть запись «16 июля 1493 года приезжает Катерина», а среди его бумаг найдены расходные ордеры на ее содержание и даже заранее были включены расходы на похороны. Кто же эта таинственная Катерина? Возможно, это и есть мать Леонардо, которую он взял под свою опеку в преклонном возрасте, и которая жила вместе с ним и его учениками в мастерской Леонардо.

«Дама с горностаем» (1484, Музей Чарторыйского, Краков) – одна из первых работ Леонардо в качестве придворного портретиста. На картине изображена фаворитка Лодовика Цецилия Галлерани с эмблемой рода Сфорца, горностаем.

Незаконченное полотно «Святой Иероним» (1481, Музей Ватикана, Рим) показывает святого в момент покаяния в сложном повороте со львом у его ног. Картина была написана черными и белыми красками, но после покрытия ее лаком в 19 в. цвета превратились в оливковые и золотистые.

А вот в самом Милане можно увидеть только «Портрет музыканта» (1484), хранящийся в Пинакотеке Амброзиана, но на время выставки переехавший в Palazzo Reale. Закончено только лицо молодого человека, остальные части картины не прописаны. Типаж лица близок к лицам ангелов Леонардо, только исполнен более мужественно.

Знаменитая работа «Мадонна Литта» (ГЭ) была написана для правителей Милана, потом перешла к миланской аристократической семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её последнего (по указанию каталога Эрмитажа) владельца — герцога Антонио Литта (1819—1866), владельца фамильной картинной галереи в Милане, (и через Джулио Ренато Литта, родственника Потемкина и Скавронских).


В Милане Леонардо переезжал с места на место, иногда жил во дворце Сфорца. У него были ученики и слуги, которых одно время насчитывалось не менее шести. Среди них был один десятилетний мальчик по имени Джан Джакомо де Капротти. Он появился в его доме в 1490 году, когда Леонардо было тридцать восемь лет. «Это был изящный и красивый мальчик, — пишет Вазари, — с густыми вьющимися волосами. Однако поведение мальчика совершенно не соответствовало его наружности. Леонардо прозвал его Салаино— Чертенок — и говорил о нем как о «вороватом, нечестном, упрямом и жадном» мальчишке. Салаино был родом из бедной семьи, и Леонардо позаботился о его одежде, когда взял его к себе. «Я наметил купить для него две рубашки, пару чулок и камзол, и когда отложил деньги, чтобы за все это заплатить, он их украл... Он украл и перо ценою 22 сольди... Оно было серебряное». В первый год пребывания у него Салаино Леонардо купил ему плащ, шесть рубашек, три камзола и не менее двадцати четырех пар башмаков, но Салаино продолжал воровать все, что попадалось под руку.


В Милане Леонардо да Винчи было поручено основать академию художеств. Для преподавания в академии он составил трактаты о живописи, о свете, о тенях, о движении, о теории и практике, о движениях человеческого тела, о пропорциях человеческого тела, Вазари упоминает также о «Трактате о перспективе», который должен был служить вступлением ко всем сочинениям Винчи по живописи, и один экземпляр которого принадлежал Бенвенуто Челлини. Леонардо начал писать свой «Трактат о живописи» в Милане, как свидетельствуют, по просьбе Сфорца, который пожелал узнать, какое из двух искусств — скульптура или живопись — более благородно. Но Леонардо, как часто с ним случалось, не довел своего замысла до конца; он все еще продолжал исправлять свой «Трактат» даже перед смертью. «Эта книга станет справочником. Она сложилась из множества страниц, которые я в нее вписал, надеясь впоследствии привести все в порядок... Верю, что, прежде чем закончу ее, я должен буду приводить ее в порядок множество раз, и поэтому, о Читатель, не проклинай меня за то, что интересующих меня предметов слишком много, а память не в состоянии удержать их все...».


В Милане вокруг Леонардо да Винчи возникает круг учеников. Кстати, когда в 1856 году миланцы задумались об увековечивании памяти Леонардо да Винчи, финансировать установку памятника (скульптор Пьетро Маньи, памятник установлен в 1872г. перед театром Ла Скала) согласилось Правительство Ломбардии, но при условии, что он будет отражать именно миланский период жизни великого художника. Для выполнения поставленной задачи авторы разместили на нижнем ярусе постамента фигуры четырех учеников Леонардо, все они ломбардийцы: Марко д'Оджоно, Чезаре де Сесто, Джоантонио Больтраффио и Андреа Салаино. Работы одного из них, Чезаре да Сесто, стоящего по правую руку Леонардо, можно увидеть в расположенном рядом музее Польди-Пеццоли. По задумке скульптора, жест фигуры Леонардо означает служение науке. Его ученики выглядят по-разному, но находятся в одинаковой позе: одну руку они держат на поясе, а в другой находится символ мудрости Леонардо да Винчи - книга.

В Милане хранятся три гравированных на меди рисунка со словами «Академия Леонардо да Винчи». Академией в 1490 году был назван кружок друзей Леонардо. Переплетение гибких ивовых «прутьев», которые Леонардо фактически сделал своей эмблемой («логотипом»), связано с топонимикой родного городка: одно из значений слова "винчи" - ива. Переплетения, не столь сложные, как здесь, присутствуют в шнуровке платья Чечилии Галлерани и в «Джоконде».

Мотив перекрещивающихся ветвей деревьев (тутового дерева и ивовых прутьев) встречается в росписи Зала Delle Asse в Castello Sforzesco (Дощатая Зала, Ослиная Зала, Замок Сфорца, на первом этаже в угловой северо-восточной башне). По случаю EXPO 2015 решено было приостановить восстановительные работы и частично демонтировать строительные леса. Открытия, сделанные благодаря реконструкции, можно полностью увидеть, благодаря мультимедийной инсталляции, голограммам и точечному освещению фресок.


Эта декорация — проявление особенно занимавших Леонардо в 1480-1490-е годы ботанических и геологических штудий и один из самых значительных памятников монументальной живописи конца кватроченто. Фреска покрывала площадь около 900 квадратных метров и включала изображения гербов и декоративные надписи. При беглом взгляде казалось, что в рисунок местами вплетена золотая веревка, потом становилось ясно, что веревка эта не прерывается, а как бы связывает весь фантастический узор. Кроме того, Леонардо да Винчи вплел в растительную роспись множество смыслов, не имеющих никакого отношения к обязательному восхвалению герцога. То, что зала посвящена величию Лодовико, бросается в глаза. Надписи на четырех расположенных на виду табличках прославляют его политику, а центр свода украшает щит с объединенным гербом Лодовико и его жены Беатриче дЭсте. Вообще поиски зримого воплощения крепости брачных уз волновали Сфорца. Изображение многократно повторяющегося сплетения ветвей деревьев, перевязанных узловатыми веревками в декорации свода - наглядный образ "скрепленной", "перевитой", "связанной", прочной супружеской любви, как и выполненном Леонардо да Винчи рисунке ювелирного украшения с вписанными в решетку первыми буквами имен супругов LV и BE. Однако в замысле Леонардо обнаруживаются и более тонкие смысловые уровни. Тутовое дерево уже само по себе глубоко символично. Стилизованное дерево с листьями и корнями служило эмблемой Сфорца. Тутовое дерево (шелковица) - намек на известное прозвище герцога - «Моро», что означало одновременно «мавр» и «шелковица». Кроме того, шелковица с ее долгим цветением и быстрым созреванием плодов считалась мудрым и осторожным деревом и, следовательно, символизировала мудрое правление. Вдобавок шелковица была связана с производством шелка, важной отраслью миланской промышленности, которую Лодовико всячески поощрял. Смысловая связь с промышленностью подкреплена золотой лентой, которая не только заставляет вспомнить изящество двора Сфорца, но и указывает на производство золотой нити - еще одного товара, которым славился Милан. Это одна из наиболее проникнутых "духом двора" работ Леонардо, сделанных им в Милане. Декорация Леонардо обсуждалась в придворных кругах и ее завершения с нетерпением ожидали. 20, 21 и 23 апреля 1498 г. один из секретарей герцога, Гвалтиеро да Баскапе, отправил несколько посланий Лодовико Моро (частота отправления которых свидетельствует о подлинной заинтересованности заказчика), где он описывает ход работ в Зала делле Ассе и в соседней Saletta Negra с несохранившейся декорацией. В письме от 21 апреля сказано: "В понедельник будут сняты леса в большой комнате веток (camera grande de le asse), расположенной в башне. Мессер Леонардо обещает закончить ее в течение сентября, и можно будет насладиться ею..."


Желание придать Зала делле Ассе новое убранство и сам характер этой декорации были продиктованы волей Лодовико Моро: герцога радовали удовольствия сельской жизни, собственные загородные резиденции, в том числе и La Sforzesca в Виджевано, законченная в 1486 г., чьи земли и само владение он передал в собственность молодой жене в качестве свадебного дара (1491). Она любила La Sforzesca, называла ее своим "Парадизом", каждодневно посещала резиденцию вместе с мужем в окружении охотничьих собак и соколов, где играла в мяч, о чем с удовольствием и неоднократно писала сестре Изабелле д`Эсте.


Открытие этой росписи было сделано сравнительно недавно. После того как в 1893 г. была снята поздняя штукатурка, на стенах и на своде Зала были обнаружены фрагментарные и сильно испорченные остатки большой декорации. На основании этих ставших "призраком" фресок удалось создать более или менее удачную реконструкцию первоначальной декорации свода в виде увитой зеленью перголы, в которой стволы деревьев соответствуют консолям (опорам) для 16 люнет, "протягиваясь" вдоль их ребер мощными стволами и "густолиственными ветками", сплетающимися уже на своде в прихотливый растительный орнамент. Более поздняя реставрация 1954—1955 гг. обнаружила еще несколько небольших фрагментов росписи, которые позволяют понять, что корни деревьев уходят в землю. Очередная работа по реконструкции зала была начата в 2013 году, чтобы защитить «Монохромную фреску» от попадания влаги. Во время реставрационных работ была обнаружена скрытая от человеческих глаз на протяжении 5 веков под 17-ю слоями (!) штукатурки чёрно-белая роспись, выполненная предположительно древесным углём. Реставраторы уверены, что теперь оригинальную фреску можно будет восстановить целиком. Правда, это потребует немалых усилий с точки зрения технологии. До сих пор восстановление велось с помощью обычных инструментов. На следующем этапе реставраторы будут использовать ультразвуковое оборудование. Первые результаты и представлены на выставке, приуроченной к EXPO 2015.

Земля, что необычно, показана в разрезе - прием, позволяющий художнику со свойственной ему научной скрупулезностью продемонстрировать "геологическое" строение почвы, ее структуру с выявленными отдельными слоями, скальными породами, камнями, а также "наполнением" грунта. Безвременная смерть Беатриче д`Эсте вносит в декорацию дополнительную и совершенно иную ноту. Изображение разрушающих каменную кладку корней растений, деревьев, человеческого трупа с проваленным ртом и зияющими глазницами придает декорации звучание тем "Memento mori" и "Триумфа смерти". Структура грунта состоит из небольших растений и переплетений мощной корневой системы, занимающей почти все пространство питающей ее земли. Эта почва и насыщает "живительными" соками величественные стволы деревьев и венчающую их пышную крону.

Так в декорации Зала делле Ассе появляется и мемориальное значение, часто связанное в истории живописи с изображением деревьев. Однако не из легких, податливых, зависимых от опоры вьющихся растений (плющей, вьюнков, виноградных лоз) смастерил свою "перголу" Леонардо. Мощные и сильные деревья, напоминающие дубы и платаны, образуют эту постройку, своей архитектурной размеренностью свидетельствуя не столько об игре прихотливого ума человека и не о случайностях природного роста растений, сколько о некой космической всепобеждающей закономерности, логике всемирной гармонии бытия.

Таким образом, декорация Зала делле Ассе не только напоминала о бренности бытия, но и помогала вспомнить умершую Беатриче д`Эсте, излечивая от печали по умершей молодой супруге.


Истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе: в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо да Винчи создаёт роспись «Тайная вечеря» (1495-97). Из-за особенностей примененной Леонардо да Винчи техники - масло с темперой - сохранилась в сильно поврежденном виде; в 20 в. реставрирована.

В Милане среди обязательных к просмотру достопримечательностей — фреска «Тайная вечеря», удивительным образом подчиняющая себе реальное архитектурное пространство. Вопреки общепринятому мнению о том, что попасть в Санта-Мария-делле-Грацие и увидеть «Тайную вечерю» Леонардо очень трудно, на самом деле совсем не обязательно бронировать билеты за пол-года. Информация о льготном бронировании и заказе билетов предоставляется только ученикам ЛЕОНАРДО по запросу.

Называть картину фреской не совсем правильно: Леонардо да Винчи писал не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темперы, которая впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины. Судьба фрески была непростой: в 1500 году потоп в церкви нанес картине непоправимый ущерб. Но вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, монахи в 1566 году проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А солдаты Наполеона устроили здесь конюшню! И без того полуразрушенная фреска покрылась навозом, а французы соревновались друг с другом: кто попадет кирпичом в голову одного из апостолов. Во время бомбежки в период Второй мировой войны снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме... стены, на которой была изображена фреска. Однако были у «Тайной вечери» и поклонники. Французский король Франциск I (правил с 1515 по 1547) настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался над тем, как перевезти его к себе домой.


Не менее интересны размышления историков о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо да Винчи изобразил опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку. Но самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Современники до сих пор не могут сойтись во мнении, что нарисовано на фреске - сельдь или угорь. Ученые считают, что эта неоднозначность не случайна. Художник специально зашифровал в картине скрытый смысл: по-итальянски «угорь» произносится как «аринга», добавляем еще одну букву и получаем совсем другое слово – «арринга» (наставление). В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию».


В качестве платы за «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи получил от герцога виноградник. Виноградник был уничтожен во время бомбёжки в 1943г.. Обнаружив несколько уцелевших корней и подвергнув их генетическому анализу, учёные определили сорт винограда, из которого Леонардо да Винчи делал своё любимое белое вино. К Expo 2015 В Милане восстановили этот виноградник, возрастом в полвека!


Находился виноградник там, где сейчас находится Palazzo delle Stelline. Во дворце, кстати, на время Expo 2015 до 31 октября 2015 года предлагают к просмотру совершенно уникальную мультимедийную и интерактивную версию фрески: это эмоциональное путешествие внутрь изображенных событий: впервые появилась возможность испытать даже обонятельное впечатление от картины ("Olfactory Vision©") в звуковом сопровождении времен Ренессанса. Выставка называется INSIDE THE LAST SUPPER. YOUR EXPERIENCE WITH LEONARDO DA VINCI 


Совсем рядом - Atellani House (Casa degli Atellani по адресу Corso Magenta, 65, Milan), где жил Леонардо да Винчи во время создания «Тайной вечери». Здесь, по случаю все того же Expo 2015, открылся ещё один музей: La Vigna di Leonardo da Vinci (Виноградник Леонардо да Винчи), до 31 октября 2015. 


Наука Леонардо в Милане

В Милане в 1953 году создан Музей науки и техники Леонардо да Винчи (via S/ Vittore, 21). Здесь выставлены практически все достижения науки и техники — от старинных глобусов и музыкальных инструментов до подводных лодок и наноматериалов, - это 15 тысяч экспонатов! Здесь, в отдельном зале, собрана самая большая в мире коллекция изобретений Леонардо да Винчи, а над входом в музей посетителей встречает выгравированный портрет самого Леонардо да Винчи.

Деятельность Леонардо да Винчи в Милане была чрезвычайно многообразной. Он числился среди инженеров герцога и упомянут в их списке наряду с Донато Браманте и Джованни Антонио Амадео. Многочисленные рисунки и чертежи Леонардо да Винчи миланского периода полны изображений военных машин, металлообрабатывающих станков (например, токарных), приспособлений для рытья каналов и транспортировки земли. С инженерной деятельностью Леонардо да Винчи связано завершение большого канала (Мартезаны) и усовершенствование системы шлюзов.


В Милане Леонардо да Винчи сблизился с Фацио Кардано – юристом, врачом и математиком, с Браманте, с инженером Джакомо Андреа да Феррара; он бывал в доме математика Джованни Марлиани. В числе его знакомых – гуманист и математик Георгий Балла, богослов и инженер Пьетро Монти. Наконец, в 1496 Леонардо познакомился с францисканцем, математиком Лукой Пачоли. Двумя годами раньше в Венеции вышло его сочинение «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях», которое заинтересовало Моро, и он пригласил Пачоли на кафедру математики в Милан. Леонардо посещал его лекции. В Милане Лука начал работу над трактатом «О божественной пропорции» и попросил Леонардо да Винчи сделать для нее иллюстрации. Подлинники этих иллюстраций он хранил до конца жизни. Леонардо да Винчи познакомился с известным ученым-анатомом Марко Антонио делла Торре и сделал несколько иллюстраций к его анатомическому атласу. Его карандашные рисунки потрясают точностью передачи мельчайших деталей человеческого тела. Как-то Леонардо смог раздобыть череп человека и сделал его поперечное сечение, открыв впервые для изучения. Он делал рисунки и заметки, изучая строение черепа и особенно строение мозга.


Иногда Леонардо мечтал о том, чтобы разбогатеть, и доверял свои мысли бумаге с поистине мальчишеским чувством. Массовое производство тогда еще никому и не спилось, а он изобрел машину для шлифования игл, которая работала с удивительной скоростью и в которой шлифовальное колесо вращалось с помощью кожаных ремней. «Завтра утром, 2 января 1496 года, я испробую широкие ремни, — писал он. — 100 вращений в час умножаем на 400 игл, получаем 40 000 игл за час, а за двенадцать часов — 480 000. Пусть будет 400 000, что по 5 сольди за тысячу даст 20 000 сольди, а в лирах получится 1000 в день... А если работать двадцать дней в месяц, то общая сумма составит 60 000 дукатов». Ничего из этого не вышло. Леонардо да Винчи сконструировал машину для производства напильников, затем прокатный стан, затем станок для выделки сукна, который вдвое увеличивал производительность труда.


Леонардо засыпал Лодовико своими идеями. В 1484-1485 годах чума унесла около пятидесяти тысяч жизней миланцев. Леонардо считал, что причина тому — перенаселенность и страшная грязь: всюду кучи отбросов, солнечный свет едва проникает в узкие улочки. Художник предложил герцогу построить новый город, который будет состоять из десяти районов, по тридцать тысяч жителей в каждом. В каждом районе должна быть своя канализация. Улицы предполагалось делать широкими, ширина самых узких должна была равняться средней высоте лошади. (Несколько столетий спустя Государственный совет Лондона признал предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц.) Леонардо также предложил систему двухуровневых городских дорог: верхний уровень - для пешеходов, нижний — для движения экипажей. Лестницы, соединяющие оба уровня, предполагалось делать винтовыми, с площадками для отдыха. Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывает различные варианты "идеального города" и центрально-купольного храма. Если бы Сфорца взглянул на новаторские городские планы Леонардо, он, без сомнения, лишь пожал бы плечами. Лодовико по-прежнему не обращал на его изобретения никакого внимания. Вместо этого он потребовал от великого человека, чтобы тот устроил во дворце ванну для жены Джана Галеаццо.

Сфорца использовал таланты Леонардо только применительно к дворцовым развлечениям: Леонардо да Винчи работал при дворе Людовико Сфорцо художником-декоратором. Он создавал невиданные до сих пор декорации, механизмы и костюмы для различных празднеств, он также занимался созданием садовых беседок, оград, пергол для свадебных торжеств 1488-1489 гг. Сценография в те времена входила в компетенцию художника и оставалась в таком качестве до конца XVIII столетия, когда она выделилась в отдельную профессию. Сам Леонардо обожал этот род деятельности. В 1490 году Лодовико женил двадцатилетнего Джана Галеаццо па Изабелле Арагонской, внучке неаполитанского короля. Ради такого события Леонардо да Винчи подготовил фантастическое представление: в одном из залов дворца он сконструировал огромную гору с расселиной, прикрытой занавесом. Когда занавес открывался, становились видны небеса с двенадцатью знаками 3одиака Каждая планета имела образ древнеримского божества, имя которого носила. Под музыку появлялись три Грации и семь Добродетелей, которые восхваляли невесту.


Ещё одна очень интересная выставка в Милане - «Мир Леонардо» http://leonardo3.net/index_eng.htm . До октября 2015 года выставка находится по адресу Piazza della Scala, около входа в Галерею Vittorio Emanuele, потом переедет на другое место. Это одна из самых насыщенных и информативных выставок о Леонардо да Винчи: на небольшом пространстве, включающем 8 залов, можно увидеть не только модели изобретений Леонардо да Винчи, но и интерактивные сенсорные дисплеи, позволяющие представить себя в роли изобретателя и даже собрать по чертежу (на экране) какое-нибудь из изобретений Леонардо. На дисплеях отображаются страницы рукописей Леонардо, и, при желании и терпении, Вы можете изучить все записи гения в цифровой версии «Атлантического кодекса» (это единственная в мире "3D Digital Codex Technology")! На этой выставке наглядно представлено, как выглядел прототип какого-либо изобретения, и какие усовершенствования и модификации внёс Леонардо да Винчи. Вы даже можете увидеть трехмерный макет «Тайной вечери» и проверить перспективу. И здесь Вас ждёт ожившая «Дама с горностаем»! Все эти чудеса разработаны базирующейся в Милане компанией Leonardo3, мировым лидером в исследованиях и эксклюзивных публикациях о гении Да Винчи. Так же, как и сам Леонардо, компания стремится сделать все объяснения максимально доступными, поэтому вместо слов здесь повсюду анимированные трехмерные образы, виртуальные реконструкции исторических сцен и реальные модели: каждое известное изображение компания оцифровывает и представляет в виде модели и трехмерной анимации. Каждая их публикация — результат проделанной исследовательской работы, и в названии каждой публикации — новое открытие. Печатный материал обычно сопровождается программным обеспечением, включая электронные книги, 3D "edutainment" программы (образование education + развлечение entertainment), видео-игры и  модели. Весь проект "Leonardo3" посвящен Леонардо да Винчи. Компьютерные технологии и симуляторы сделали возможным изучение истории в новом формате виртуального музея: зритель теперь не сторонний наблюдатель, а часть происходящего. Название "Leonardo3" отражает проделанный компанией путь от изучения текстов из манускриптов Леонардо да Винчи до преобразования их в трехмерное измерение — виртуальные и физические модели.


В августе 1499 г. французские войска Людовика XII вступили на итальянскую землю; в октябре они, не вынимая меча, заняли Милан. Вместе с Лукой Пачоли и Салаино Леонардо отправился во Флоренцию, по пути завернув в Мантую и Венецию для осмотра достопримечательностей. Так закончилось первое пребывание Леонардо да Винчи в Милане, период, охватывающий, примерно, семнадцать лет его жизни, единственный длительный спокойный период, когда окончательно сформировалась его творческая личность и расцвело его разностороннее, беспорядочное, но во всем удивительное творчество.

 

Наши путешествия по следам Леонардо продолжатся в следующих публикациях. Ученики ЛЕОНАРДО могут получить информацию о бронировании и заказе билетов.

 
Информация для поступающих на первый год обучения появится в ближайшее время.
01.07.2015 14:46
Уважаемые родители! 

Информация для поступающих на первый год обучения (списки) появится в ближайшее время. Позже, но перед собранием, будет опубликовано расписание. Собрание состоится во второй половине - конце июля. Информация о точной дате и времени проведения собрания будет опубликована в первой половине июля.

С уважением,
Елена Александровна Клюева/ЛЕОНАРДО
 
Летняя практика 2015 - очередной большой проект - работа над статуей Леонардо да Винчи!
05.06.2015 14:12
Одной из отличительных особенностей школы-студии "ЛЕОНАРДО" является возможность прохождения художественной практики в формате участия учеников в настоящих крупных проектах, рекламных и социально-значимых. В этом году в качестве летней практики ученики ЛЕОНАРДО участвовали в создании статуи Леонардо да Винчи. 

Первоначально планировалось установить статую на улице перед входом в нашу школу. Но, помня горький опыт вандального отношения к прекрасному проекту "Мини-город" в Александровском саду на Петроградке, мы испугались за сохранность нашей статуи, поэтому до нового учебного года решили оставить у себя.


Вот каким был процесс создания статуи:

       




       







       




       

       
 
Пленэры и серия новых работ, посвященных Петербургу
05.06.2015 14:02

Весенне-летние прогулки по достопримечательностям и пленэры традиционно завершают очередной, шестой, учебный год ЛЕОНАРДО. В этом году в рамках традиционных выездных занятий мы несколько раз посетили Этнографический музей, Кунсткамеру и Китайскую деревню в Пушкине.

Этнографический музей

Кунсткамера

                    

Китайская деревня в Пушкине


Также, ко Дню города некоторые ученики ЛЕОНАРДО готовили работы, посвященные своим любимым архитектурным сооружениям в Петербурге, изучали их историю и выезжали на место, чтобы сделать этюды и фотографии в нужное время суток при нужном освещении для последующей работы.

Ученики ЛЕОНАРДО узнали тайны Толстовского дома, в котором снимался фильм "Шерлок Холмс", и удивительную историю неприметного здания на Старопетергофском проспекте, 19; разобрались с происхождением названия Бармалеевой улицы; узнали о странностях и причудах владельца Строгановского дворца (Невский проспект, 17) и выяснили причину появления таинственного шифра на мистической «башне грифонов» во дворе аптеки доктора Пеля (7-я линия Васильевского острова, 16). Некоторые рисунки представлены ниже; вместе с остальными работами они позже войдут в сборник о городском фольклоре в качестве иллюстраций.


Тайны Толстовского дома

Традиционно принято считать, что прообразом нехорошей квартиры из романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" является квартира №50 в доме №10 по Б. Садовой улице в Москве, где Булгаков жил в 1921-1924 годах. Второй возможный прообраз - Толстовский дом в Петербурге (арх. Ф.И. Лидваль, улица Рубинштейна 15-17 или набережная реки Фонтанки 54). Нехорошая «булгаковская» квартира в "Мастере и Маргарите" имела № 50, семь комнат и была расположена на пятом этаже шестиэтажного дома. Нехорошая «толстовская» квартира имеет № 60, восемь комнат и расположена тоже на шестом этаже.

Во время посещения Ленинграда М.А.Булгаков всегда останавливался у родственников в нехорошей «толстовской» квартире, реальный номер которой 660 (в Толстовском доме у квартир трёхзначная нумерация, где первая цифра обозначает этаж). М.Н. Колотило (искусствовед и культуролог, член международного Творческого союза историков и художественных критиков, действительный член Русского географического общества и председатель правления ТСЖ «Толстовскй дом») в книге «Толстовский дом. Созвездие имён» показала, что Д.М. Позднеев, знаменитый востоковед, исчезнувший 1 октяря 1937 года из квартиры 660 (был расстрелян 30 октября) являлся для М.А. Булгакова одним из прообразов Воланда. Совпадение или нет, но на сестре Д.М. Позднеева был женат дядя Михаила Булгакова Петр Иванович. Булгаков «подсмотрел» некоторые его черты и наделил ими Воланда. Например, у Воланда левый глаз «пустой, мертвый», как у Дмитрия Позднеева. В юности он в результате несчастного случая лишился глаза, и в Японии ему изготовили искусственный фарфоровый. Или «голос Воланда был так низок, что на некоторых словах давал оттяжку в хрип». Про Позднеева внучка (Наталья Кабанова) пишет: «Дед любил музыку и очень хорошо ее знал. Он прекрасно пел. Я сохранила в памяти красивый тембр его густого баса, поставленного еще в семинарском хоре, где он вел партию октависта». Партия октависта очень редко использовалась в церковном хоре, так как была на октаву ниже басовой партии, а такие голоса встречаются нечасто.

К тридцатым годам ХХ века «начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать» ( М.Булгаков ), а из Домовой книги 1929-1930 годов, хранящейся в Городском архиве на Варфоломеевской улице, вся нехорошая квартира вместе со всеми её жильцами бесследно исчезла: при этом эти данные не стёрты и не вырваны из книги вместе со страницами, - все страницы на месте!


Старопетегофский проспект, 19

В сентябре голодного 1920 года в этом здании обосновалась школа-интернат закрытого типа, носившая название "Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых" - одна из пяти петроградских школ для мальчиков-беспризорников. Реальные события, происходившие в стенах этого здания в 1920—1923 годах, положены в основу книги Л. Пантелеева и Г. Белых «Республика ШКИД». В 1966 году по книге под таким же названием режиссёром Геннадием Полокой был снят знаменитый фильм - победивший в номинации "Лучший детский фильм всех времен" на Московском кинофестивале. Подростков для фильма искали повсюду: в школах, в интернатах, в исправительных учреждениях под Ленинградом, в интернатах особого режима (это та же колония, но воспитанников за хорошее поведение раз в месяц отпускали домой к родителям). После войны в здании обосновалась швейная фабрика имени Володарского. Переименнованная в «Фабрику одежды Санкт-Петербурга (ФОСП)» она занимает это здание и сейчас.


Бармалеева улица

Как-то раз, прогуливаясь по Петербургу, Корней Чуковский и его друг, художник Мстислав Добужинский, наткнулись на улицу с таким необычным названием и начали фантазировать, откуда оно могло появиться. Корней Иванович выдвинул версию о том, что здесь некогда проживал англичанин, цирюльник или парикмахер по профессии, с фамилией Бромлей, а в народной интерпретации эта диковинная фамилия превратилась в Бармалеева. Однако Добужинский был против такого прозаического объяснения. Он тут же, не сходя с места, набросал на листе бумаги знакомую нам зловещую рожицу с закрученными вверх усами, а Чуковский позже написал стихи и подарил жизнь новому литературному герою.

Там, где сейчас стоит дом № 5, построенный в начале XX столетия по проекту Германа Гримма (однофамильца сказочников), в конце XVIII века стоял другой дом, принадлежавший Ведомству учреждений императрицы Марии Федоровны. В нем жил Андрей Иванович Бармалеев, главный прапорщик полиции. Откуда же взялась столь необычная фамилия? В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля есть глагол «бармолить», то есть «бормотать, картавить, шепелявить, говорить невнятно». Человек с невнятной дикцией вполне мог получить прозвище Бармолей, а в силу того, что в XVIII столетии безударная «о» часто превращалась в «а», то и фамилия его могла писаться Бармалеев.


Башня грифонов

В 1858 известный фармацевт Вильгельм Пель (кстати, один из потомков В.Пеля-Александр Васильевич Пель, первым в России стал использовать для хранения лекарственных препаратов стеклянные ампулы) разместил в здании на 7-й линии В.О.,16 аптеку, и к началу XX столетия она превратилась в научно производственный комплекс, включающий органотерапевтический институт, исследовательские лаборатории, фармацевтические фабрики, библиотеки, склады, конторы. Вот о трубе химической лаборатории для проведения опытов и идёт речь. Согласно легенде, аптекарь Вильгельм Пель увлекался алхимией и в этой «башне» выводил грифонов: «… Когда невидимые грифоны в полночь слетаются в своё гнездо в башне, их отражения видны в окнах соседних домов. Числа же, написанные на кирпичах, от 0 до 9, - это зашифрованный код вселенной, несущий исполнение желаний или бессмертие». А на самом деле эти числа, появившиеся в 1994 году, — часть инсталляции художника Алексея Костромы. 1 мая 1994 года Алексей Кострома и созданная им художественная группа «ТУТ-И-ТАМ» торжественно установили на уцелевшую часть трубы гигантское яйцо в картонном гнезде и расписали кирпичи цифрами, превратив трубу в арт-объект под названием «Памятник Яйцу или грачи прилетели». На это действо художника вдохновило сочетание Дня Солидарности Трудящихся и Православной Пасхи. Установка яйца должна была демонстрировать единение рабочих, художников и религиозных деятелей в тот день. «К сожалению, грачи больше не вьют гнезда в больших загрязненных городах. Наш город, который, очевидно, загнивает, нуждается в срочной реабилитации», - говорит автор, намекая на экологический смысл памятника. А нумерация кирпичей на башне – дань традиции художника ставить «инвентаризационные» номера на каждом объекте, который ему бы хотелось сохранить, и который не внесен в официальный реестр.  


Строгановский дворец

Имя русского вельможи, владельца этого дворца на углу набережной реки Мойки и Невского проспекта, знают во всем мире, но связывают лишь с его кухней: по указу Строганова его повар придумал всемирно знаменитую говядину по-строгановски — бефстроганов. Во дворце Александра Сергеевича было множество самых разных помещений. Для обслуживания дворца содержался двор в 600 человек — певцы, музыканты, танцоры, актёры, повара, плотники, гребцы. Однако здесь не было, казалось бы, главного помещения — спальни: владелец привык спать в разных комнатах, причём спал в креслах, на кушетках или на раскладной походной кровати.


Эти и другие истории легли в основу созданных учениками ЛЕОНАРДО картин и рисунков, положивших начало новой серии работ, посвященных Петербургу, его легендам и тайнам.

 
Работы воспитанников ЛЕОНАРДО ко Дню Победы
09.05.2015 12:39
Не забывайте о страшных уроках войны. 
Берегите Мир. 
Помните о людях, отдавших за него свои жизни.


Bestialissima pazzia (в переводе с итал. «животное сумасшествие») - именно таким нелестным эпитетом «титан эпохи Возрождения» наградил войну. "На земле всегда будут происходить опустошительные войны... И смерть нередко будет уделом всех борющихся сторон. С беспредельной злобой эти дикари уничтожат множество деревьев в лесах планеты, а затем обратят свою ярость на все, что еще найдется живого вокруг, неся ему боль и разрушение, страдание и смерть. Ни на земле, ни под землей, ни под водой не останется ничего нетронутого и неповрежденного. Ветер разнесет по всему миру лишенную растительности землю и присыплет ею останки существ, наполнявших когда-то жизнью разные страны". "Человек - царь зверей, потому что зверства его необычайны", - писал Леонардо да Винчи.  

"От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар - жизнь... Кто не ценит жизнь, тот не достоин её", - писал Леонардо да Винчи. В своих записях он часто упоминал, что ненавидит войну и машины для убийств. 

Леонардо жил отнюдь не в мирное время: итальянские города находились в сложных взаимоотношениях друг с другом, к тому же существовала угроза французской интервенции. Он разрабатывал боевую технику, но для защиты, и всегда снабжал чертежи страшными рисунками, показывающими машины в действии и нанесенные раны; в пояснительных текстах он особенно подчеркивал, что оружие одинаково опасно и для обороняющихся, и для самих нападающих, как бы заранее пытаясь ограничить его использование!

К концу XV века да Винчи стал известным и уважаемым военным специалистом. Свои многочисленные военные разработки он представил в письме-резюме, написанном миланскому герцогу Сфорца. Создаётся впечатление, что Леонардо разрабатывал оружие, чтобы отпугнуть неприятеля: "Волк никогда с волком воевать не будет", "Хочешь мира - готовься к войне*"; но при этом всегда опасался, что его разработки будут использованы при нападении, а не при защите. Некоторые ученые полагают, что для этого Леонардо и пользовался "зеркальным" письмом, - чтобы его тексты не были легкодоступны и не стали бы добычей интервентов.

Автор выражения - римский историк Корнелий Иепот (94—24 до н. э.), который использовал его в своем жизнеописании фиванского полководца IV в. до н. э. Эпаминонда. Уже в эпоху античности эта латинская фраза стала крылатой. Ее повторил, несколько изменив, римский военный писатель Вегеций (IV в.) в своем сочинении «Краткое наставление в военном деле»: «Кто желает мира, готовит войну». Смысл выражения: мир стране гарантирует только ее надежная оборона, мощные вооруженные силы, которые отбивают у возможных агрессоров всякую охоту к нападению, других гарантий мира объективно не существует.

В пользу этого предположения об оборонительной функции изобретений Леонардо говорит, например, факт изобретения водолазного костюма для венецианцев, которым постоянно приходилось отражать морские военные атаки. В эти непромокаемые костюмы предполагалось нарядить воинов и отправить их под воду затапливать вражеские суда, повреждая им днища. Водолазный костюм Леонардо был выполнен из кожи, шлем был оснащен стеклянными линзами, обувь водолаза утяжелена металлическим грузом. Человек в таком костюме мог дышать с помощью колокола с воздухом, опущенного под воду, от которого к шлему водолаза были подведены дыхательные трубки. Согласно задумке, водолазы должны были погрузиться на дно и дожидаться прибытия кораблей противника. Доказать правильность этой концепции было не суждено. Венеция смогла противостоять турецкому флоту без помощи диверсантов. Кстати, первый в мире отряд боевых пловцов появился именно в Италии, но произошло это лишь в 1941-м году. Саму же конструкцию скафандра, представленную да Винчи, можно считать инновационной.

Для поражения кораблей неприятеля да Винчи спроектировал специальную подводную мину. Согласно замыслу изобретателя, к борту вражеского судна такую мину могли доставить водолазы-диверсанты или подводная лодка. Впервые эта идея была реализована лишь во второй половине XIX века, во время Гражданской войны в США.

До нашего времени дошли записи Леонардо да Винчи, на которых можно отчетливо разобрать прообраз подводной лодки. Но сведений о ней крайне мало. Скорее всего, на поверхности корабль мог двигаться, используя паруса. Под водой же судно должно было передвигаться с помощью весельной силы.

Одной из самых захватывающих идей ученого был... танк. Впрочем, конструкцию Леонардо было бы гораздо правильней назвать далеким прообразом бронемашин XX века. Эта конструкция имела округлую форму и внешне напоминала черепаху, ощетинившуюся со всех сторон орудиями. Изобретатель надеялся решить проблему передвижения с помощью лошадей. Правда, от этой идеи быстро отказались: в замкнутом пространстве животные могли стать неконтролируемыми. Вместо этого «двигателем» такого танка должны были стать восемь человек, которые бы поворачивали рычаги, соединенные с колесами, и таким образом двигали бы боевую машину вперед. Еще один член экипажа должен был находиться в верхней части аппарата и указывать направление движения. Интересно, что конструкция бронемашины позволяла ей двигаться только вперед.

1485-м годом датируется еще одно весьма оригинальное и одновременно жуткое изобретение гения Ренессанса. Оно получило незамысловатое название «колесница-коса». Эта колесница представляла собой повозку лошадей, оборудованную вращающимися косами. 

Одним из известнейших изобретений да Винчи, опередивших свое время, принято считать пулемет. Хотя конструкцию Леонардо правильней назвать многоствольным орудием. Пулемет да Винчи мог сделать всего лишь три выстрела без перезарядки, но их было бы достаточно для поражения большого количества солдат противника. Основным недостатком конструкции было то, что такой пулемет крайне сложно перезарядить, особенно в боевых условиях. У да Винчи было несколько проектов многоствольных орудий залпового огня. Самое известное его изобретение в этой области - так называемый «мушкет в форме органной трубы». Конструкция имела вращающуюся платформу, на которую помещались три ряда мушкетов (аркебуз) по одиннадцать стволов, расположенных по типу веера. Стволы орудия были направлены в разные стороны, увеличивая радиус поражения. Как и предыдущая разработка, «веерное» орудие для увеличения мобильности предполагалось оснастить колесами. 

Едва ли не самым прозорливым изобретением да Винчи были килевидные пушечные ядра. Такие ядра по форме напоминали артиллерийские снаряды XX века. Эта разработка на много веков опередила свое время. Она демонстрирует глубокое понимание ученым законов аэродинамики.


Большую ценность для своего времени представляло изобретение, получившее название «вращающийся мост». Этот мост стал прообразом современных мобильных механизированных мостов, предназначенных для быстрой переправы войск с одного берега на другой. Мост да Винчи был цельным и крепился к одному берегу. После установки моста предполагалось повернуть его к противоположному берегу, используя канаты.


Несмотря на обилие изобретений, лишь одно из них принесло да Винчи известность при жизни - колесцовый замок для пистолета. В XVI веке эта разработка породила настоящий технологический бум. Конструкция оказалась настолько удачной, что использовалась вплоть до XIX века.

Одной из по-настоящему гениальных идей была разработка железной колесницы в виде перевернутых тарелок вооруженных пушками. Двигателями таких колесниц по идее Леонардо да Винчи должны были стать лошади, но потом эта идея была отклонена, хотя она была гениальной.

Он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий (подал идею броненосца!), изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!). Да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты. Он создаёт чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, - механизмы, которых не было в его время.

Крайне поразительно то, что Леонардо да Винчи самым подробным образом описывает изобретенные им механизмы и машины, хотя построить в то время их было невозможно из-за того, что тогда еще не знали шарикоподшипников. Впрочем, сам Леонардо знал о шарикоподшипниках (сохранились его рисунки).


Безумная любовь и страстный интерес к жизни - это то, что побуждало Леонардо изучать, исследовать и изобретать, без устали и с нечеловеческой одержимостью: "Я ненасытен в служении...Это служение — только ради пользы, а не ради выгоды. Я не устаю, принося пользу. Все труды неспособны утомить меня. Природа сделала меня таким". 

                 

                        

                        




 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Следующая > Последняя >>

Страница 21 из 31

Последние новости

У нас в школе

2021 at school 46.jpg
at school 34.jpg
2021 at school 17.jpg

[+]
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size