Художественная школа-студия "ЛЕОНАРДО"

 
Арт-Календарь


в этот день 11 мая 1904 года родился Сальвадор Дали
11.05.2022 12:42
 
 
В этот день, 6 апреля, родился Рафаэль
06.04.2022 13:36
В этот день, 6 апреля 1483 года, родился Рафаэль Санти, один из величайших представителей Высокого Ренессанса.

Копию работы великого К. Брюллова с известной картины Рафаэля Санти "Афинская школа" ("Философия", 1509-1511, Фреска Станца делла Сеньятура, кабинет Папы римского) можно увидеть в Санкт-Петербурге в здании музея Академии Художеств, в Зале Рафаэля.


Среди изображенных фигур присутствует и Леонардо да Винчи. Попробуйте отыскать его самостоятельно, прежде чем читать дальше:).

Фреска  изображает не реальную группу афинян – здесь находятся  не только афиняне (к примеру, философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже; источник: http://www.abc-people.com). "Афинская школа" - это идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников, связь между различными направлениями философии и науки. Изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников.

1 - Леонардо да Винчи в образе Платона и Аристотель

2 - Пифагор 3 - Диоген Синопский 4 - Микеланджело в образе Гераклита 5 - автопортрет 6 - Эпикур 7 - Александр Македонский 8 - Сократ 9 - Евклид

Очень красиво описывает эту картину Рудольф Баландин в своей книге "100 великих гениев":

"Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают два глобуса - Земли и неба - последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Напротив - уединенный мечтатель. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади - Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания... Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Они ведут диалог - спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно. Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель. Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится... И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки. В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие)". 

 
В первый день весны, 1 марта 1445 года, родился Сандро Боттичелли
01.03.2022 23:42
Так ценно, что ученики самостоятельно без напоминания заходят сюда и читают. И даже сами напоминают мне, что пора написать о Сандро Боттичелли (Полина, спасибо). Текст скоро будет :)
 
В этот день 8 февраля родился художник, изменивший мировую моду!
08.02.2022 12:08
В этот день, 8 февраля в 1866 году, родился удивительный художник Леон Бакст, - художник, изменивший мировую моду!

"Современники вспоминали, что Бакст никогда не терзался муками творчества". Его фонтанирующая творческая энергия помогла ему стать ведущим художником театральных "Русских сезонов" С. Дягилева. Л. Бакст объявил, что в театре теперь надо не слушать, а смотреть. Его театральные костюмы ещё при жизни выставлялись в Лувре. Модели, которые он разрабатывал, восхищали зрителей в театре и влияли на всю мировую моду: "Париж был подлинно пьян Бакстом". Л. Бакст добивался единства музыки, живописи и пластики, именно это способствовало мощному эмоциональному воздействию на зрителей в театре. "В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть… передано публике… Именно это я пытался сделать в "Шахерезаде". На печальный зеленый я кладу синий, полный отчаяния… Есть красные тона торжественные и красные, которые убивают… Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру…" — Леон Бакст. И о Баксте заговорили как о выдающемся колористе. И впервые он, театральный художник, получает возможность полностью сохранять эскизы, сделанные им для театральных постановок, в своей собственности (раньше они переходили в собственность дирекции театров). 

По материалам газеты "Гродненская правда", проект "Возвращение имён" (https://grodnonews.by, выпуск 13 июня 2013 года):

"Эскизы к постановке "Шахерезады" были выставлены в музее декоративных искусств в Лувре и в первый же день распроданы. Модной стала мебель в восточном стиле, ковры, цветные подушки. Великосветские красавицы, одурманенные Востоком, хотели одеваться по-новому и напрямую обращались к Баксту с просьбой о создании гардероба. Мечтали видеть его в числе модельеров и парижские модные дома". <...>

"Художник всерьез занялся созданием моделей одежды, головных уборов и обуви. Заказы сыпались на Бакста как от француженок, так и от русских знатных особ. Великая княгиня Елена Владимировна (внучка Александра II), красавицы сестры Елена Олив и княгиня Наталья Горчакова выписывали туалеты по рисункам Бакста из престижных парижских домов моды "Пуаре" и "Уорт".

В 1914 в Петербурге состоялось несколько балов, оформление которых доверили Баксту. Пожалуй, самым знаменитым стал бал цветных париков у графини Шуваловой, для которого из Ниццы был доставлен вагон цветов. Художник поставил условие светским львицам: их парики должны быть выдержаны в одном тоне с цветом платья".

"Самые смелые представительницы женского пола, без оглядки следовавшие тренду "а ля Бакст", нередко вызывали улыбку на устах окружающих. Впрочем, слыл большим "чудаком" и сам Лев Бакст. Ходил в желтых ботинках, галстуки в его гардеробе исчислялись сотнями. Слово "Мода" писал только с большой буквы и любил повторять, что покупка новой одежды сродни началу новой жизни".

Ниже приводится репродукция картины ученицы "ЛЕОНАРДО" на тему творчества Л.Бакста, Тугушевой Камили (14 лет, 3-й год обучения), с комментариями автора:

"На моей картине - музыкальный салон у Дебюсси в Париже. Дебюсси за роялем, художник Лев Бакст задумчиво смотрит на реализованные (впервые - фирмой, законодательницей парижской моды, а не сценическим художником!) по его эскизам костюмы, в которых танцовщики на переднем плане, флиртуя, представляют сцену из одноактного балета Игры. Юбка до колен на девушке - смелая находка Бакста в области моды. Вообще костюмы очень развеселили англичан на показе в Королевском театре, поскольку представляли собой что-то сборное из костюмов для тенниса, гольфа и футбола. Бросалось в глаза и несоответствие между теннисной ракеткой и большим мячом. На некоторых эскизах Бакста, как и на моей картине, вообще изображён футбольный, а не теннисный, мяч. И хотя Нижинский однажды сказал, что стремился передать красоту пластических поз во время спортивных занятий, но звезда Русских сезоновСергея Дягилева, балерина Карсавина жаловалась, что приходилось поворачивать голову в одну сторону, а руки выворачивать в другую, словно калеке от рождения....  По словам сестры Вацлава Нижинского, он сочинял хореографию, рассматривая альбом с репродукциями Поля Гогена. Но здесь он не только танцовщик и балетмейстер, но и либреттист!  Правда, по просьбе Дебюсси текст Нижинского был предоставлен в письменном виде в переложении Дягилева и Бакста. Красавина так пишет об этом: “Нижинский не обладал даром точной и ясной мысли, в ещё меньшей мере умел он найти адекватные слова для выражения своих идей”. Перед премьерой Дебюсси объяснил идею постановки в газетной заметке: Парк, теннис, случайная встреча двух девушек и молодого человека в поисках затерявшегося мяча”. Про Нижинского он говорил так: Этот господин [Нижинский] выделывает ногами тройные крючки, проверяет их руками, потом внезапно, полупарализованный, останавливается, запутавшись и следя за ускользающей от него музыкой. Это ужасно. Это даже в духе Далькроза, — а я считаю господина Далькроза одним из первейших врагов музыки, и вы можете представить, какой хаос может породить его метод в голове молодого дикаря, типа Нижинского"!

 
В этот день 19 января 1839 года родился художник Поль Сезанн, прославивший Париж благодаря яблоку
19.01.2022 11:51
В этот день,19 января в 1839 году, в тихом провинциальном Экс-ан-Провансе родился художник Поль Сезанн.

В нашей школе мы часто ставим исторические миниатюры, воссоздавая образ определённого художника и представляя конкретный случай из его жизни. В этот раз ученица младшей группы ЛЕОНАРДО, Алиса Фролкина (1-й год обучения, 6 лет), перевоплотилась в юного Поля Сезанна. 

        

Корзина яблок в руках - отсылка к истории с Эмилем Золя, - истории заступничества, с которой началась дружба детей, - одного, ставшего в будущем знаменитейшим художником, и другого, ставшего знаменитым писателем. Но до этого ещё очень далеко. Впереди - непонимание творчества Поля Сезанна и обидные прозвища. Из вступительной статьи Т. Неклюдовой к книге Джека Линдсея Поль Сезанн” (1969, переведена на русский в 1989):

"Исследуя документы, Дж. Линдсей пишет: "Не было ничего более смущающего, чем эти картины, в которых выдающаяся одаренность соседствовала с детской наивностью. Молодые видели в них руку гения, старики - безумные странности, завистники - только творческое бессилие. Мнения чрезвычайно разделялись, глубокие дискуссии переходили в раздраженные перепалки, были ошеломительные потрясения и преувеличенные похвалы". Как и его собратьев-импрессионистов, критики обвиняли художника в "посредственности, тщеславии, крикливости", утверждали, что "это живопись из сточной канавы" (Элимир Бурж). При жизни он был наиболее критикуемый, осуждаемый прессой и публикой и если его творения имели успех, то только потому, что вызывали гомерический хохот. Однако, уже в первые десятилетия XX века, представители нескольких важных направлений от фовизма, экспрессионизма, футуризма и кубизма до сюрреализма взирали на него как на предшественника. Как ни парадоксально, но судьба Сезанна аналогична судьбе многих его современников. После его смерти в 1906 году начался триумф попираемого всеми "отшельника из Экса" [Вот интересно: Джек Линдсей - литературовед, искусствовед, историк - почему его книги теперь не переиздаются?]

Только мама Поля Сезанна всегда верила в то, что он непременно станет знаменитым художником и поддерживала его. Джек Линдсей пишет:

"Хоть она и была малообразованна, <...> таились большая чувствительность, импульсивный и смышленый ум и живое воображение. Она интересовалась художественными журналами <...> и поддерживала своего сына в том, что, как она должна была знать, было анафемой для ее супруга. Вероятно, она сама дала Полю "Инков" (прим. - роман Ж.-Ж. Мармонтеля "Инки, или Разрушение империи Перу" (1850, первая публикация - 1777)"

"Примечательно, что в самом раннем рисунке, дошедшем до нас, - на задней стороне обложки "Инков" <...> - он нарисовал густо заштрихованный торс мужчины и две изящные женские фигурки, у одной из которых было улыбающееся личико. В этом, похоже, отразился конфликт, который тяготел над всей его жизнью".

"Мари (прим. - сестра Поля в письме к его сыну) добавляет: "Я помню, как мама упоминала имена Поля Рембрандта (м. б., Веронезе? - Дж. Л.) и Поля Рубенса, обращая наше внимание на сходство имен этих великих художников и твоего отца. Она должна была сознавать помыслы твоего отца, он нежно любил ее и, вне сомнения, меньше боялся ее, чем нашего отца, который хотя не был тираном, но был не способен понять кого-либо за исключением тех лиц, которые работали для того, чтобы разбогатеть".

Анри Перрюшо (писатель, историк искусства, биограф) в своей книге "Сезанн" (1956; изд. "Молодая гвардия", Москва, 1966) пишет об этом так: 

"Г-жа Сезанн, легко предающаяся несбыточным мечтам, даже утверждает, что когда-нибудь Поль станет великим художником. За всю свою жизнь она ни разу не была в музее, не видела ни одной картины настоящего мастера; не беда! У нее есть свои неоспоримые основания так думать: зря, что ли, ее сыночка зовут Полем, как Рембрандта (прим. - она путает:)) и Рубенса." 

Позируя в образе юного Поля Сезанна, Алиса сидит на высоком стуле, удерживая равновесие и не шевелясь, - не то что Амбруаз Воллар, на которого однажды Сезанн, рисуя его, очень рассердился за то, что тот чуть не упал с шаткой конструкции: "Несчастный! Вы испортили позу! Вы должны держаться, как яблоко. Разве яблоко делает движения?"

В большинстве натюрмортов Поля Сезанна присутствуют яблоки. "Я хочу поразить Париж с помощью яблока!" - восклицал Поль и, безусловно, сделал это. Поль Гоген называл его "Рембрандтом яблок".

В руке у нашей модели - книга, ещё не написанный на момент нашей исторической сцены роман Эмиля Золя "Творчество". Тот самый, после выхода которого их дружбе придёт конец.
 
<< Первая < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 2

Последние новости

У нас в школе

2021 at school 45.jpg
at school 34.jpg
at school 30.jpg

[+]
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size