В этот день 27 января 1842 года родился Архип Куинджи.
"Куинджи в переводе с урумского языка означает "золотых дел мастер". С золотом особых дел не было, а вот дела золотые теперь могут оценить потомки. Кстати, в метрике (а родился Архип Иванович в семье бедного сапожника, грека по происхождению) был записан как Еменджи – "трудовой человек". В любом случае, все эти названия в течение жизни художник с лихвой оправдал", - так замечательно, метко и абсолютно справедливо начинает свою статью о художнике Артур Бобров, радио Sputnik.
Биография художника настолько необычна, интересна и увлекательна, что, прочитав несколько посвящённых А.И. Куинджи книг, мы взялись создать серию иллюстраций и большой портрет в рост самого Архипа Ивановича. Этот портрет мы преподнесли в дар Музею Куинджи в Санкт-Петербурге в Биржевом переулке 1/10. О создании нами портрета и о нескольких интересных эпизодах из жизни художника, проиллюстрированных нами, написано в наших новостях .
М.П. Неведомский в книге, посвящённой А.И. Куинджи, пишет: "Архип Иванович родился в 1840 году в семье сапожника Ивана Христофоровича, занимавшегося также и хлебопашеством, в городе Мариуполе. Отец Архипа Ивановича умирает, когда ребёнку идет всего шестой год. Вскоре вслед за ним умирает и мать и оставляет маленького Архипа круглым сиротой. Если до сих пор, живя в нужде, дети всё же были обеспечены пропитанием на завтрашний день, то теперь наступает полная необеспеченность. Маленький Архип, лишившись родного угла, проживает частью у старшего брата Спиридона, частью у тётки. Он пасет гусей, собирает кизяки. Товаркой ему в работе и играх является девчурка Анастасия, по фамилии Дико. Возрастом она несколько моложе Архипа… Уже тогда, пятилетний бутуз, коренастый и мускулистый, он наводит страх на своих однолеток, товарищей по уличной жизни, когда им вздумается заняться обычным в этом возрасте мучительством животных. Не один котёнок и щенок были обязаны своей жизнью или здоровьем малышу Архипу. Он не терпел жестокости, и только издали завидев его, мальчишки бросали свою жертву и разбегались — уже тут проявляется и будущий покровитель всех слабых и нуждающихся, каким мы знаем его впоследствии… В полуденный час в стекла его мастерской в Петербурге будут потом стучаться голодные и больные голуби и вороны. И он будет вылезать на крышу, чтобы сделать перевязку пациенту; будет совершать хирургические операции (вроде трахеотомии и введения трубочки в горло голубя), будет щедро отдавать свое время этой пернатой твари. Во всякие часы будут обращаться к нему — в письмах, в личных просьбах — нуждающиеся, настигнутые бедой товарищи, ученики, знакомые и даже незнакомые, и никто не встретит отказа… Вечная готовность к самой широкой помощи ближним была одним из самых трогательных и характерных свойств Архипа Ивановича до самого конца. А началось это ещё там — на обожжённых солнцем улицах мариупольского предместья, когда, как говорится, его-еле от земли было видно… Сам Архип Иванович впоследствии объяснял следующим образом эту свою черту: — С детства привык, что я сильнее и помогать должен…"
Л.В. Короткина в книге "Рерих в Петербурге-Петрограде" пишет: "Талантливый художник и в тюрьме напишет картину",– любил повторять Куинджи. И это в своей основе совершенно справедливо. Нет ничего легче, как сваливать вину на неблагоприятные обстоятельства, когда не осуществлено то или иное дело жизни и якобы загублен талант. И нисколько он не загублен, а просто слаб, не дисциплинирован и не обладает моральной тренировкой. Это прекрасно понимал Куинджи и потому всю силу своего внимания обращал на ковкость и выдержку характера своих учеников. В учениках Куинджи прежде всего бросается в глаза их житейская закаленность, понимание жизненных условий, большая работоспособность, любовь к своему искусству и религиозное отношение к памяти своего учителя, любовное отношение товарищей друг к другу, и в этом отношении опять-таки чувствуется действительное влияние учителя, прилагавшего при жизни все усилия к тому, чтобы окружавшая его группа художников представляла в полном смысле слова одну семью. Совершенный образец, воплощающий идеал Куинджи, мы находим в личности Рериха. Он, бесспорно, самый сильный и самый цельный из всех учеников Куинджи. Рерих пронес через всю свою жизнь страстную любовь к Куинджи. "Учитель с большой буквы" – так называл он Архипа Ивановича. Он писал: "Куинджи любил учеников. Это была какая-то особенная любовь, которая иногда существует в Индии, где понятие Учителя – гуру – облечено особым пониманием".
На фотографии ниже – мы в музее А.И. Куинджи. Конечно, это не единственное место в Петербурге, которое хранит память о художнике. Например, ещё в Петербурге есть Менделеевский музей в здании 12 коллегий: здесь находилась университетская квартира Д.И. Менделеева на протяжении 24 лет, и здесь проходили знаменитые "Менделеевские среды", на которых бывали не только учёные, но и литераторы, и художники. Среди художников – И.Е. Репин, И.Н. Крамской, И.И. Шишкин и, конечно, А.И. Куинджи. С А.И. Куинджи они встречались и на Биржевом переулке: любили играть в шахматы и вместе изучали состав красок, получая удивительные, светящиеся.
|